Премьера спектакля Дмитрия Сердюка "Канарейка" на Малой сцене Театра Наций

22 июня 2022 08:59
В спектакле-размышлении о Марии Каллас Сати Спивакова играет не оперную диву, а живую женщину.

"Канарейка", или три последних дня Марии Каллас. Новая постановка в Театре Наций не биографический спектакль, а размышление о том, как и почему завершились карьера и жизнь оперной дивы. В главной роли – Сати Спивакова. На показе побывала Алия Шарифуллина.

"Ужасное место этот реальный мир!" – говорит Мария Каллас еще в начале спектакля. От этого самого мира она уже давно отгородилась, сузив его до стен своей парижской квартиры и четырех человек: домработниц, водителя и психотерапевта. Именно с этими людьми, далекими от музыки, теряющая рассудок "Ла Дивина" – божественная – проводит кастинг на новую постановку "Макбет". До смерти Марии Каллас три дня...

"Что происходило до этих трагических трех дней, мы знаем много больше. Мне была интересна попытка понаблюдать за человеком, который оказался один на один со своей трагедией: потеря дара, потеря таланта, потеря личности. Но все же осторожно. Это живой, великий человек, и мы должны с трепетом относиться к его жизни", – пояснил режиссер Дмитрий Сердюк.

Осторожно вглядеться во внутренний мир Каллас – в зазеркалье. Она боится своего отражения, не в силах принять себя той, в кого превратилась. От величайшего сопрано остались лишь осколки… Она проиграла, озадачив весь мир вопросом: может ли большой художник позволить себе человеческое счастье? И какую цену за него придется заплатить? Мария Каллас отказалась от своего таланта ради любви к человеку, который никогда не видел в ней богиню. Говорил: "Ты обычная женщина, у которой в горле свисток".

"Как только он сказал ей, мы говорим об Аристотеле Онассисе, человеке, которого она безумно любила: ты больше не поешь, ты живешь теперь по моим правилам, но если я захочу, ты будешь петь не какие-то свои оперные партии, а песенку, которой я тебя научил. В этот момент она говорит ему "да" как женщина, но и в этот самый момент она начинает терять свой дар, талант", – добавил Дмитрий Сердюк.

Живую женщину, а не легендарную певицу играет Сати Спивакова. Для нее эта история важна еще и потому, что Марию Каллас она знала через одно рукопожатие. Мишель Глотц – артистический директор и близкий друг певицы – был импресарио Владимира Спивакова. И много рассказывал о Каллас. Советовалась Сати Спивакова и со своей подругой Фанни Ардан, которая играла "Ла Дивину" в фильме Дзеффирелли и в спектакле Полански.

"Помню, она мне сказала: я демонстративно не хочу смотреть никакие документальные фильмы, это меня собьет. Мне было важно посмотреть все! Понять пластику, природу взгляда, как она смотрит в разные периоды жизни. Когда появился Онассис, она дает интервью подняв голову, уверенная в своей неотразимости. Фрагмент маленького интервью, где она появляется на экране и говорит, что во мне живут две Марии, она не смотрит в глаза, она все время их отводит, потому что идет погружение в себя", – рассказала актриса Сати Спивакова.

Когда диалогов и слов основных персонажей уже не хватает, с обратной стороны зеркальных окон проступают люди из прошлого Каллас. Из их воспоминаний мы узнаем ту правду, которая позволит нам принять ее как человека, а не бронзовый монумент. "В реальной жизни я никакая не Норма и не Виолетта. Как славно было бы обладать их силой, не имея слабостей", – говорила Мария Каллас. Обыкновенная божественная женщина, канарейка, которая не может не петь.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.