"Размышления о Рублёве": две иконы кисти Василия Кирикова выставляют в Москве

16 августа 2022 10:22
Художник-реставратор Василий Кириков был одним из первых сотрудников Музея имени Андрея Рублёва.

Музей имени Рублёва в этом году отмечает 75-летие. Одним из первых его сотрудников был художник-реставратор Василий Кириков. Именно он в 1954 году, когда в музей привезли первые иконы, очищал их от загрязнений и укреплял красочный слой. Кириков и сам занимался иконописью. Эту грань его таланта раскрывает новая камерная выставка "Размышления о Рублёве". Ее осмотрел Антон Николаев.

Это одна из самых известных копий "Святой Троицы" Андрея Рублёва. Ее создал в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века известный советский реставратор и потомственный мстёрский иконописец Василий Кириков. Создал по заказу правительства – для открывшегося в 1960-м на территории Спасо-Андроникова монастыря Музея имени Андрея Рублёва. Этот факт, а также вышедший чуть позднее в прокат фильм Андрея Тарковского о Рублёве привели к массовому увлечению советской интеллигенции древнерусским искусством.

"После 60-го года, когда партия и правительство согласились, что у нас были древнерусские религиозные художники, чего от них было довольно сложно ожидать, этот момент принципиально изменил всю ситуацию", – рассказал заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Геннадий Попов.

Кириков с поразительной точностью воспроизвел то, как выглядела икона Рублёва "Святая Троица" на момент создания этой копии. Единственное, с чем возникли трудности – в 60-е в Советском Союзе не нашлось красок, которые имелись во времена Рублёва в Великом княжестве Московском.

"Например, вот этот голубец известный, который использовал Рублёв в своей иконе, он добывался только в горах, которые сейчас находятся на территории современного Афганистана. Его задача была, например, повторить яркость этих красок и прозрачность. Это было не так просто. Нужно было современными методами, используя и натуральные пигменты, и искусственные, приблизиться к этому", – сообщила старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Галина Назарова.

Музей имени Андрея Рублёва показывает и другую, авторскую, икону Кирикова. На ней иконописец изобразил Андрея Рублёва. Долгие годы эта икона хранилась в семейной коллекции. "Он был глубоко верующий человек, поэтому, естественно, относился, как к святому... Он и житие его писал как житие святого", – поделился Михаил Кириков, племянник В. Кирикова

На создание этой иконы у Кирикова ушло семь лет. Это были годы поисков: Андрей Рублёв еще не был канонизирован Русской православной церковью, еще не было написано его житие. "Первая житийная икона, созданная после его канонизации, появилась в 88-м году. Все-таки Василий Осипович прежде всего был не только реставратором, но еще и художником. Конечно, больше всего его заинтересовал момент творчества Андрея Рублёва", – отметила Галина Назарова.

Кириков изобразил, как Рублёв создавал все те многочисленные образы, которые ему приписывались искусствоведами в 60-е годы. Сейчас число подтвержденных шедевров Рублёва гораздо меньше. Есть на иконе и момент написания образа Спаса на Спасском храме Андроникова монастыря, где жил, творил и был похоронен монах и иконописец Андрей Рублёв.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.