Культурное путешествие Музей им. Рублева. Возвращение к корням и русскому духу
Персоны
Музей имени Андрея Рублева: кто стоял у истоков, какие трудности испытывал проект?
СТУПАК: Всем здравствуйте. В эфире программа "Культурное путешествие". У микрофона Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Сегодня предлагаем нашим слушателям прогуляться вместе с нами по территории одной из старейших обителей Москвы – Спасо-Андроникова монастыря, расположенного на берегу Яузы, буквально в 10 минутах ходьбы от метро "Площадь Ильича". Сегодня на его территории находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. А также здесь можно увидеть древнейший из сохранившихся московских храмов – Спасский собор, роспись которого стала последней работой знаменитого иконописца. С этим местом связано множество историй, тайн, загадок: кто был похоронен в некрополе монастыря, где могила Андрея Рублева, какова судьба монастыря в 20-м веке. Сюда водят экскурсии, а можно прийти самостоятельно и прежде всего заглянуть в музей с его уникальной коллекцией. Марат, известен такой исторический факт, что знаменитый реставратор Петр Барановский, понимая, что монастырю грозит уничтожение, докладывает о том, что здесь обнаружена могильная плита, которая находится над мощами Андрея Рублева. Приезжает комиссия, просит предъявить артефакт, на что Барановский отвечает: ну вот она где-то тут лежала, но рабочие, якобы, ее раздробили в пыль и сделали из нее дорожку. Скорее всего это была хитрость с его стороны, но, вероятно, благодаря этому и был создан музей в 1947 году.
САФАРОВ: Да. Ну, Петр Барановский вообще известен разными ухищрениями в целях сохранения русского наследия, и многое ему удавалось, что-то не удалось сделать, не удалось сохранить. Но, тем не менее, это, конечно, великий подвижник русской культуры. Он объединился с влиятельным Грабарем, и они вдвое и еще несколько ученых, они предприняли невозможное: сохранение не только монастыря, но и устройство в нем Музея древнерусской культуры. Здесь были и совпадения времени, и несовпадения. С одной стороны, конечно, вторая половина 40-х годов – это возврат к русскому духу, к русской истории, к корням. И мы знаем, что во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена, которые свидетельствовали о нашей истории. Ну какое-то вот такое возвращение: не то чтобы мы начинаем свою жизнь с 1917 года, а, оказывается, у нас есть многовековая историческая традиция, и даже начинается постепенно такая реабилитация церковного искусства. Этим они и воспользовались. Но, с другой стороны, все очень зыбко, все очень относительно. И уже в начале 50-х годов идея создания такого музея (а он вроде как-то учрежден, но не открыт), она начинает буксовать. Потом начинается хрущевская эпоха, которая, напомним нашим радиослушателям, связывающим ее исключительно со свободами и разными положительными тенденциями, хрущевская эпоха – это эпоха воинствующей антихристианской, антирелигиозной кампании, Хрущев ее зачинатель, активный борец с религией.
И поэтому идея музея, который будет рассказывать о религиозном искусстве, опять повисает в воздухе. И здесь очень важно, вот с одной стороны – ученые, великие знатоки, но с другой стороны должен быть организатор, хозяйственник, как бы мы сейчас сказали, менеджер, то есть тот человек, который будет строить музей, подлинный музейщик. И им стал, парадоксально, человек, не связанный с этим искусством, не связанный с русской культурой, грузин Давид Арсенишвили. И вот когда вы посетите музей, вы увидите на выставочном корпусе две мемориальные доски. Одна посвящена Наталье Деминой – искусствоведу, исследователю творчества Андрея Рублева, автору монографии "Андрей Рублев и художники его круга". А вторая – Давиду Ильичу Арсенишвили, первому директору Музея Андрея Рублева. Это уникальная личность.
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие