История истинной дружбы: На Большой Пироговской открылась выставка "Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский"
Музей Булгакова на Большой Пироговской представляет выставку "Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский". В 1930 году герои экспозиции почти одновременно пришли работать во МХАТ. Вскоре они стали друзьями. Выставку, которая рассказывает об истории их взаимоотношений, осмотрел Василий Алексеенко.
История о дружбе Михаила Булгакова и актера Григория Конского начинается там же, где началось их знакомство – в гримерной. Булгаков не только писал пьесы и был ассистентом режиссера МХАТа, но и более 30 раз вышел на сцену: в роли председателя суда в постановке "Пиквикского клуба". Гримерку делил со вчерашним выпускником театральной студии Григорием Конским, игравшим свирепого извозчика. Он был младше Булгакова на 20 лет. В этой витрине – личные вещи Булгакова и другие уникальные артефакты.
Владимир Бровкин, куратор выставки, внучатый племянник Г. Конского: "На память об этих репетициях, об этом времени, Булгаков дарит Конскому пачку из-под папирос "Наш марка" с дарственной: "Знаменитому гипнотизеру Г.Г. Конскому на память о репетиции". Любопытно, что пачка папирос "Наша марка" упоминается как раз в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Экспозиция ведет в закулисье МХАТа. Она рассказывает о главных постановках Булгакова и Конского: от инсценировки "Мертвых душ", которая продержалась в репертуаре до начала 80-х, до спектакля "Последние дни", поставленного во МХАТе через три года после смерти драматурга, – Конский сыграл в ней роль Кукольника. Выставка прослеживает непростой творческий путь Григория Конского: харАктерный актер не всегда вписывался в труппу МХАТа, однажды даже хотел уйти из театра, но Булгаков его отговорил. Стремясь к творческой реализации, актер пробовал себя в новых ипостасях: режиссуре и педагогике.
Владимир Бровкин, внучатый племянник Г. Конского, куратор выставки: "Начиная с 40-х годов он начинает преподавать в ГИТИСе. Среди его учеников просто россыпь известнейших имен. На первом курсе это Людмила Касаткина, Вячеслав Бровкин. Дальше – Марк Захаров, Владимир Коренев, Александр Демьяненко, Лионелла Пырьева, Люсьена Овчинникова. Он влюбляет в себя учеников. И вот у нас здесь есть шарж неизвестного нам художника, но это, скорее всего, один из учеников, который подписан так с обратной стороны: "Смотря на лик сей, брось ты горечь, ты наш кумир, Григорь Григорич".
Кульминация "Закулисья" – несостоявшийся спектакль о молодости Сталина "Батум". По мнению многих современников писателя, запрет на постановку стал для Михаила Афанасьевича роковым ударом. На выставке впервые можно увидеть переписку Булгакова и Конского, в которой писатель делится впечатлениями о читке пьесы на открытом собрании во МХАТе.
Александр Рогинский, куратор выставки: "В письме Булгакова есть такой любопытный момент. Он пишет: "Запомнилось еще как по моей просьбе для меня сняли с калитки, от руки написанное цветное объявление о чтении "Батума". И вот это, от руки написанное цветное объявление о чтении "Батума", снятое с забора по просьбе Булгакова, сохранилось в его архиве и представлено у нас на выставке".
Заканчивается рассказ в гримерке воспоминаний Григория Конского. Пожелания, оставленные Булгаковым своему молодому другу, которого он в шутку называет "заслуженным орденоносцем и знаменитым артистом МХАТа", сбылись. Вернулся к читателю и сам Булгаков. Григорий Конский застал времена, когда второе рождение получила булгаковская проза, драматургия, и роман "Мастер и Маргарита", первые главы которого он слышал в исполнении автора 1935 году.