Как нужда в нефти делает страны вежливыми
Для окончательно запутавшегося, погрязшего в социальных и военных конфликтах мира – это идеальная возможность договориться. Климатический саммит служит вроде как напоминанием: перед изменениями окружающей среды равны все без исключения.
"Ни одна из стран не отказалась от своих заявленных целей, в том числе и мы. Недавно президент тоже озвучил, что мы свои обязательства будем выполнять. Это, конечно, очень важно. Другой вопрос, что можно его в другом контексте рассмотреть, что самое основное – это достижение углеродной нейтральности. Мы на сегодняшний день заявили об углеродной нейтральности к 2060 году. Но вот если бы не было бы двойных стандартов, не было бы дискриминации, то вполне возможно было бы, что Россия к углеродной нейтральности придет в более ранние сроки", – заявил Руслан Эдельгериев, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам климата.
Но без двойных стандартов, как оказалось, даже в вопросах сохранения окружающей среды никак не обойтись.
Рафаэль Гросси на саммите заявил, что эксперты МАГАТЭ никаких следов работы Украиной над грязной ядерной бомбой не нашли: "Что мы сделали – это немедленно, в течение нескольких дней сформировали и отправили команду инспекторов для трех объектов. Во-первых, исследовательский центр под Киевом, шахта, предприятие по производству ракет. И мы смогли подтвердить отсутствие признаков того, что там могут ядерные материалы использоваться не по назначению. Это было необычайно важно".
Может, конечно, в МАГАТЭ считают киевский режим глупым настолько, что отказывают даже в попытках подобные исследования от международных наблюдателей скрыть. А может, просто действуют по привычке: в конце концов, украинских ударов по Запорожской атомной станции эксперты организации тоже не видели. Даже когда из-за постоянных обстрелов не могли проехать на ЗАЭС.
От неудобных вопросов, которые в стройную политическую концепцию никак не удается вписать, на климатическом саммите явно хотели отмахнуться, совсем как Рафаэль Гросси от мухи во время своего интервью. А чтобы задавать их желания не возникало, анонсированную программу меняли прямо по ходу: внезапно продемонстрировали обращение украинского президента, которого никто не ждал. Но вопреки приложенным некоторыми странами усилиям, оказалось, что современное политическое лицемерие все-таки удобно далеко не всем.
"Конечно, человеческая цивилизация несет ответственность за то серьезное воздействие, которое испытывает сегодня планета. Однако это утверждение неполно, и было бы лицемерием умолчать о глубоком неравенстве, которое воздействует на цивилизацию. В ней одни страны могут без разбора эксплуатировать природные ресурсы планеты. А в то же самое время другие еле-еле могут себя прокормить. Это и есть неравенство. Венесуэла ответственна за менее чем полпроцента глобальных выбросов парниковых газов на планете. Однако венесуэльский народ должен почему-то платить за последствия дисбаланса, вызванного главными капиталистическими экономиками мира, которые загрязняли и продолжают загрязнять планету на благо немногих", – заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Немногие – надо понимать, это лидеры развитых экономик. Вот, например, Эммануэль Макрон сегодня уже под прицелом французской прессы за то, что целых полторы минуты жал руку Николасу Мадуро и даже обещал позвонить. Более приемлемым, видимо, было бы сбежать, как это сделал британский премьер Сунак, внезапно покинувший зал прямо перед выступлением. Или, если уж взял слово, привычно перевести политические стрелки по примеру немецкого канцлера.
"Я думаю, что сейчас неуместно было бы разрабатывать новые правила по сбору налогов. Правильней будет вместе взяться за разработку мер по защите от последствий изменения климата. И в то же время начать менять экономики наших стран, чтобы мы могли сочетать экономическое процветание и защиту климата", – сказал Олаф Шольц.
Но пока процветание зависит не от возобновляемых, а вполне привычных источников энергии, с вопросами климата придется повременить: да, Макрон называл Мадуро "нелигитимным президентом". Так это – четыре года назад. "Нужда в нефти делает людей вежливыми", – Жан-Люк Меланшон в твиттере все объяснил. Впрочем, видимо, если и заставляет, то не всех.
"Российская агрессия, наш кризис и огромные затраты, на которые нам пришлось пойти, поставили под угрозу своевременное осуществление климатического перехода, а также своевременное достижение намеченных целей. Это также стало причиной дополнительных выбросов, их уже больше, чем некоторые развивающиеся страны выделяют за год", – заявил Анджей Дуда, президент Польши.
Судя по сказанному, в кропотливо составленный список репараций Варшава не сегодня-завтра внесет и этот пункт, требуя от Москвы заплатить еще и за глобальное потепление. Это не только не оригинально, но еще и малоэффективно: русофобская риторика если и влияет на климат, то разве что на политический, и без того разогретый до предела.
"Сложная конференция", как заключил глава российской делегации, подчеркнув, что попросил коллег на словоблудие не отвлекаться, сконцентрировавшись на итоговых документах, в которых дискриминации для нашей страны нельзя допустить.