В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря
Игорь Грабарь – яркий представитель русского импрессионизма, основоположник отечественной школы искусствознания, хранитель древнего искусства и создатель музейной модели, по которой и сегодня существует Третьяковская галерея. На открытии выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника и ученого, побывала Ксения Егорова.
Знакомая каждому школьнику картина. Учебник по русскому языку, 5 класс. Именно по "Февральской лазури" Игоря Грабаря пишут свои первые сочинения. Сплошная поэзия русского пейзажа, сотканного из небесной лазури и чистоты снега. Чтобы создать свой шедевр Грабарь работал две недели, врывшись в сугроб – именно такая перспектива снизу дает простор февральскому небу.
"Грабарь жил в Германии. Он получал образование в Мюнхене в частной школе Антона Ажбе. В России он был известен только как художественный критик, представляете – журналист! Приезжает в Россию, живет на даче, приглашает его к себе князь Щербатов в имение Наро-Фоминское. Там он создает свои первые усадебные пейзажи: их тут же выставляют на выставке – повезет, не повезет. И получается совершенно удивительная картина – все работы, их было девять, были раскуплены моментально", – рассказала куратор выставки Ольга Атрощенко.
Неожиданные повороты в судьбе Грабаря – такие же, как и на его пейзажах, кроме уютных усадебных уголков Наро-Фоминска пишет и такие вот индустриальные. Это здание Воскресенской мануфактуры братьев Якунчиковых, существует и сегодня – и по этому пейзажу тоже можно писать сочинение. "Художник был впечатлен зловещей атмосферой – туман, готическое здание фабрики – это здание конца XIX столетия: множество светящихся огней и зловещие тучи, налетевших ворон", – поделилась научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Третьяковской галереи Екатерина Евсеева.
Трудно поверить, что у этого портрета Ленина и этих дельфиниумов – один автор. Грабарь работал в разных техниках, от импрессионизма приходил к реализму, так в этой манере – много семейных портретов, хотя иногда кажется, что главный портретируемый – букет васильков, а вовсе не любимые женщины. С этим синим у Грабаря особые отношения – такого же цвета и его кабинет. Художник, обладавший системным мышлением, первый директор Третьяковской галереи и автор идеи создания хранения искусства именно таким образом. Именно так на юбилейной выставке и представлены многие полотна – в том числе и авангард, который Грабарь активно закупал в коллекцию.
"Занятия наукой, его кипучая организационная деятельность – они иногда спорили с его занятиями художеством, потому что это, все-таки, разные регистры, но одновременно и обогащали друг друга", – отметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
О разных регистрах – и кабинет ученого, и шедевры иконописи, которые были сохранены благодаря стараниям Игоря Грабаря. Он – автор и реставрационного центра, сейчас носящего его имя и Института искусствознания, да и собственно, Третьяковская галерея в ее сегодняшнем виде – такое же его произведение как и пейзажи, которые так написать мог только он.