Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие "Из виртуального в реальное"
Совершить путешествие "Из виртуального в реальное" предлагает Третьяковская галерея. Сегодня там открывается выставка, которая проходит одновременно в залах на Крымском валу и на онлайн-платформе. Как это возможно, узнал Василий Алексеенко.
Архитектура выставки, посвященной онлайн-проекту "Моя Третьяковка", рифмуется с устройством сайта: на входе картины разных эпох и стилей размещены в произвольном порядке, как в виртуальной галерее. Дальше посетитель сам задает параметры поиска: экспозиция поделена на части по эпохам и жанрам – пейзаж, натюрморт, портрет.
"Много здесь приготовлено сюрпризов даже для тех, кто любит нашу Третьяковскую галерею и неоднократно ее посещал, знает и интересуется искусством. Потому что мы постарались несколько сместить ракурс и посмотреть на известных художников с неизвестной точки зрения", – сообщила куратор выставки Анна Чуркина.
"Моя Третьяковка" – образовательный проект. Компактная экспозиция позволяет наглядно проследить, как на протяжении веков менялись взгляды на живопись. Отмечены и магистральные повороты, и мимолетные увлечения: техничные портреты Сергея Зарянко отражают веяния середины XIX века.
"Портретная живопись в середине XIX века начинает соперничать с молодым искусством фотографии. Но постепенно отношение к такого рода живописи меняется. "Нам не нужны портреты бобровых воротников", – пишет публика, и в 70-е годы интерес к Зарянко полностью падает", – рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Важная часть выставки – нетипичные работы хрестоматийных авторов, незаметные в основной экспозиции Третьяковки. Этот натюрморт – кисти Ивана Крамского. А это "Плащаница" – работа Казимира Малевича 1908 года.
"Это, наверное, самая ранняя из графических работ этого автора, которые у нас есть в Третьяковской галерее. Как видите, Малевич тут далек от того стиля, к которому он пришел впоследствии, и это как раз момент поиска себя. Здесь присутствует, естественно, мистика, стилизация – в общем, все, что связано с эпохой модерна и со стилем модерн", – пояснила Анна Чуркина.
Выставку можно исследовать в произвольном порядке – в любом случае между работами возникнут рифмы. Вот, к примеру, нетипичный для Айвазовского "сухопутный" пейзаж – сцена Кавказской войны. И наоборот, морской пейзаж Исаака Левитана – он написан во время поездки в Италию.
"Море у него не такое бурное, не такое красочное, как у Айвазовского. Оно скромнее, оно в мягких серо-голубых тонах, через дымку написано", – отметила Татьяна Карпова.
У выставки будет продолжение. Сейчас в экспозиции – 182 работы. В онлайн-коллекции "Моей Третьяковки" их уже более четырех тысяч.