Разлом эквайринга. Как вскрыли мошенничество на миллиарды рублей
Скрученные вывески, закрытые двери – в офисе кредитной организации "Риб" на Фрунзенской набережной сейчас никого. А совсем недавно ее сотрудники работали с так называемой "ресторанной" схемой. По предварительной версии, фирма "Риб" была одним из ключевых звеньев масштабной криминальной цепочки, помогавшей заведениям общепита уходить от уплаты налогов. Схема работала 4 года. Только за 2021 год оборот махинаторов составил 100 миллиардов рублей.
"Росфинмониторинг, Банк России, Федеральная налоговая служба выявили масштабную схему легализации денег в сфере общепита. Суть схемы состоит в том, что безналичный денежный поток подменяется на сгенерированные наличные деньги с помощью внедрения серых касс и банковских терминалов", – поясняет директор департамента налоговой политика Минфина Данил Волков.
Теневые финансисты, которые раньше были связаны с онлайн-казино, организовали настоящий шоурум с демонстрацией таких терминалов. Установили 5000 устройств в сотнях заведений, где наличные давно не в ходу.
В основе обмана лежал "разлом эквайринга" – процесса безналичной оплаты, который запускается, когда клиент прикладывает карту к аппарату. Легальный терминал направлял деньги на счета ресторана в банках, что в итоге видела налоговая. Подменный терминал через посредников уводил деньги в левые организации. При этом клиент заведения ни о чем не догадывался.
"Гость платил, он видел перед собой фискальный чек и считал, что все в порядке. Потом за эти деньги никто не платил никаких налогов, потому что это не проходило через ресторан и ресторану эти деньги возвращались просто наличными", – говорит председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов.
"Это позволяло им не зачислять денежные средства на свои счета, а перенаправлять их на счета туристических компаний и крупных автосалонов для покупки у них наличной торговой выручки, либо переводить деньги на счета физических лиц", – добавляет Центробанк.
Финансисты получали процент, рестораны – наличность, которая уходила на выплату зарплат в конвертах, закупку товара на рынках и прочие теневые сделки. Да и конкурировать с такими легальным заведениям было сложно.
Схема поражала масштабом. С одной стороны, рестораторы – точка входа безналичных транзакций. С другой – компании, насыщавшие схему наличностью. Между ними самый сложный сегмент – процессинговый. В него были вовлечены лояльные банки, кредитные организации, посредники, IT-компании, центры обработки данных.
"Однозначно эта схема для всех участников не является законной и за нее положена как минимум административная, а скорее всего даже уголовная ответственность для некоторых участников", – считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
"Это недальновидно. В первую очередь, я считаю, что настолько налоговая система в России выстроена прозрачно, что невозможно ничего скрыть. ФНС видит все – отметил ресторатор Алексей Васильчук.
Это был и удар для самого ресторанного бизнеса, который последние пару лет взял курс на обеление. В 2022 году отрасль получила от государства льготы для поддержания прозрачной работы после ковидного периода.
"Несмотря на выявление этой схемы, мы не будем отменять льготы, которые были введены для сферы общепита. Мы понимаем, что большинство предпринимателей настроены работать честно и легально. Поэтому отказываться от льгот не будем, но по объективным причинам внимание к этому сектору сейчас будет повышенное", – добавляет директор департамента налоговой политика Минфина Данил Волков.
Работа по выявленным материалам еще ведется, но можно сказать, что схема с "разломом эквайринга" ликвидирована.