Госфильмофонд отмечает 75 лет со дня основания
Сегодня Госфильмофонд отмечает 75 лет со дня основания. Работая над сохранением и реставрацией кинопленок, специалисты архива нередко совершают необычные открытия, которые могут удивить. О старом кино глазами современника – Станислав Анисимов.
Сколько лет потребуется человеку, чтобы отсмотреть всю коллекцию Госфильмофонда России? А это минимум 1 104 307 роликов кинопленки! Считаем в уме, а пока смотрим совсем другую историю кино глазами очень внимательного зрителя. Начальник участка цифровой реставрации изображения и звука Ильдар Якубов работает над восстановлением немой ленты Евгения Бауэра "Дети века" с вот уж действительно вечным сюжетом: драма жены мелкого служащего, молодой женщины, которую захотел начальник её мужа, вышла на экраны в 1915 году. Кинематограф тогда еще мог удивить, а съемки уже привлекали внимание зевак.
"Некоторые, увидев камеры, в страхе начинают отходить, прятаться, некоторые подглядывают, выглядывают, некоторые позируют перед камерой", – рассказывает начальник отдела цифровой реставрации Госфильмофонда России Ильдар Якубов.
Вот он, невольный свидетель семейный драмы. Испугался и дал задний ход. А мы перематываем пленку, для того чтобы рассмотреть классику документалистики, привезенную из Красногорского архива, – фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом". Авангардист во всем, Вертов оставил для современных киноведов множество загадок, одна из них перед вами: как сиденья стульев приводятся в движение?
"Когда мы начали чистку, то обратили внимание, особенно это видно по этому кадру: он просто привязал к сиденью нитку, тянули ее потихоньку, соответственно, сиденье опускалось", – объясняет Ильдар Якубов.
Даже на замедленной съемке сложно разглядеть эту нитку. Обратимся к стоп-кадру. Вот он, секрет спецэффекта Дзиги Вертова. Раскрыть подобное подчас сложно, а вот досадные ляпы... иногда найти еще сложнее. Сейчас в Госфильмофонде занимаются оцифровкой и реставрацией богатейшего наследия киностудии "Союзмультфильм". На рабочем столе – "Квартет" 1947-го года режиссера Александра Иванова. Сюжет басни Крылова перенесен на экран в технике покадровой рисованной анимации. Из-за динамичного действия можно упустить важные детали и зрителю, и художнику.
"Эта шишка летит, в какой-то момент пропадает, и тут один из членов комиссии: "Вот-вот-вот, что это было, куда эта шишка пропала?", – вспоминает Ильдар Якубов.
Обратите внимание: буквально на секунду шишка пропадает. Вот этот кадр, а кто из художников отвечал за него, сегодня неизвестно. Так сколько времени потребуется для такого внимательного просмотра всей коллекции Госфильмофонда? В день рождения главного киноархива страны хочется пожелать здоровья и долгих лет жизни всем его сотрудникам. Столько дел еще впереди!