К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру "Маскарад с закрытыми глазами"

11 октября 2023 16:59
Режиссер считает, что в постмодернистском мире чем более несочетаемые вещи сталкиваются в одном высказывании, тем больше высекается смыслов.

Один на двоих день рождения: 60 лет отмечают Игорь и Вадим Верники. К юбилею братьев МХТ имени Чехова подготовил премьеру "Маскарад с закрытыми глазами" режиссера Петра Шерешевского. У Игоря Верника – главная роль. С подробностями – Яна Музыка.

Спектакль называется "Маскарад с закрытыми глазами". Так режиссер Пётр Шерешевский дает зрителям ключи. Это не постановка пьесы Лермонтова, и вдохновлялся режиссер не только литературой.

Исследовать материал, который является культурным мифом, – это увлекательная игра, считает режиссер Пётр Шерешевский. В начале работы он еще не знает про что будет ставить спектакль. Пьеса сочинялась вместе с актерами в процессе репетиций.

Пьеса и лирика Лермонтова, повесть Артура Шницлера, фильмы Стэнли Кубрика, диснеевская сказка о Белоснежке... Режиссер считает, что в постмодернистском мире чем более несочетаемые вещи сталкиваются в одном высказывании, тем больше высекается смыслов. Несколько стихотворений Лермонтова в этом спектакле стали песнями.

Главный герой постановки – Евгений Арбенин, тезка хрестоматийного персонажа. Ему почти 60, он профессор, исследователь творчества Лермонтова. В его устах классический стих звучит одновременно иронично и искренне. Актер Игорь Верник, когда узнал, что будет играть Арбенина, представлял себя во фраке, но у Шерешевского совсем другой подход.

"Конечно, в моей жизни было очень много всего разного. Я играю в этой истории и в этом герое то, что я очень хорошо знаю и в себе, и про себя тоже. Если быть честным с собой, то мы знаем, что иной раз рождается в голове", – прокомментировал народный артист России Игорь Верник.

Нина в этом спектакле от героини Лермонтова сильно отличается.

"Она в первую очередь там жертва. У нас не так, потому что она более самостоятельная, самодостаточная, она уходит, когда ее что-то не устраивает. Она не терпит издевательств Арбенина", – отметила актриса Мария Фомина.

Пётр Шерешевский в этой постановке исследует, насколько культура защищает человека от его демонов.

"Да, конечно же, с каждым десятилетием есть надежда, что мы цивилизуемся, потом вдруг есть ощущение, что мы наоборот расчеловечиваемся. Но какие-то внятные изменения, по-моему, происходят. Все равно человек остается тем самым страстным и противоречивым существом, которое может наделать при любой цивилизованности массу глупостей и гадостей", – рассказал режиссер Пётр Шерешевский.

Спектакль дает надежду. Все-таки природа человека хоть и медленно, но меняется.