Петр Шерешевский представил свою версию "Ромео и Джульетты"
Московский театр юного зрителя выпустил новый спектакль – "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии". О том, как рождалось это исследование природы любви и насилия, – Алия Шарифуллина.
Год назад он ставил на этой сцене "историю одного убийства" – "Марию Стюарт", теперь "самая печальная повесть на свете" – "Ромео и Джульетта". Впрочем, уже с первых аккордов, которые берут музыкальные представители кланов Монтекки и Капулетти, становится понятно, что с настроением этой трагедии будет не все так просто. Литературный текст для Петра Шерешевского – всегда лишь отправная точка, и поэтому автором этой версии значится Семен Саксеев – псевдоним режиссера. "Шекспир – это идеальная модель для всего. Это настолько открытая драматургия, которая впускает в себя всё, при этом она содержит смыслы. Но об этих смыслах можно рассуждать абсолютно свободно. Можно вкладывать ощущение сегодняшнего дня, можно вкладывать свое ощущение себя в этом мире", – рассказал режиссер Петр Шерешевский.
Это вариации и комментарии "Ромео и Джульетты". Театральное исследование природы любви и насилия. В ход идут и философские высказывания Платона, и музыкальные шлягеры 90-х и нулевых, и ток-шоу с участием психотерапевтов и "магистров пикапа", которые пытаются ответить, кто такой Ромео – нарцисс-неудачник или пример идеальной любви? Но разобрать по косточкам персонажа не задача Шерешевского. Его интересует, способна ли любовь взорвать этот безнадежный мир и его печальные сюжеты.
"Петр мне с самого начала репетиции озвучил свое видение театра, что в театре важна личность, что эта личность из себя представляет. То есть мы не играем воображаемых Ромео, мы не представляем, каково это было тогда. Это я, мы обсуждали, что было в моей жизни, как моя жизнь параллелилась с судьбой Ромео", – пояснил актер Вадим Соснин.
И поэтому здесь большой экран и несколько видеокамер, чтобы мы могли вглядываться в лица, разглядывать, как личность актера проступает сквозь персонажа. "Такое пограничное существование: ты и на большой сцене, и на крупном плане, просто вот так перед всеми", – поделилась актриса Евгения Михеева.
Идеальная любовь не спасет мир, давно устроенный неладно. Но она и не должна спасать, она может просто быть, решает Шерешевский и позволяет Ромео и Джульетте в финале сбежать – в духе Тарантино. Зачем страдать, когда можно не страдать? Зачем ненавидеть, когда нужно любить и сострадать?