Милитаризация за оградой: Украина защищается от белорусских пенсионерок
Деревня Рытец, расположенная на стыке трех границ, на расстоянии около 70 километров от Бреста, – самая отдаленная точка Белоруссии. До Польши от нее 2 километра, до Украины вообще рукой подать. Из десятка домов в трех живут постоянно.
От крыльца до границы шагов 20 – дом Татьяны Федорченко теперь в авангарде. Она копает огород, а украинцы – траншею. Спираль Бруно и земляной вал в два человеческих роста защищают Украину от трех белорусских пенсионерок, козла Кузи и пяти деревенских коз.
"Вот сделали это укрепление. Для чего, от нас?" – недоумевает местная жительница Татьяна Федорченко.
Это сейчас Рытец, уникальная деревня на краю Белоруссии, прямо в пограничной зоне – контрольный пост и въезд строго по пропускам. При Союзе, да и позже, вплоть до 2014-го, в соседние Кошары вся деревня ходила в гости. Чуть дальше, в Ольшанке, тоже на Украине, учились белорусские дети. На западе, за Бугом Польша, Люблинское воеводство. Там поляки как раз формируют механизированную бригаду – часть "Железной дивизии". Варшава перебросила к белорусской границе 10 тысяч солдат и сотни единиц техники. Подгоняли и на Украину.
Милитаризация за оградой: когда танки шли через луг из Польши, звенела посуда, которую тут вешают на забор как оберег от бед и невзгод, и дребезжали окна в избе Ирины Левчук.
"Перегоняли танки, машины какие-то шли, но крики и шум были страшные и звуки машин. Да там постоянно такое. И копают, и копают", – рассказывает еще одна местная жительница Ирина Левчук.
По словам женщины, она сама родом с Украины, из приграничного села Пулемец. И сейчас не может попасть на могилы матери и отца, которые находятся в четырех километрах от деревни Рытец.
Соседка Галина Евгеньевна тоже родом с Украины. Переехала к мужу, но работала в той самой украинской школе, где училась вся округа. Там остались родня, ученики. Звонили те, кто усвоил уроки истории и добрососедства. Но Украина, заболев шпиономанией, звонки в Россию и Белоруссию заблокировала.
В комнате рушники, подушки, расшитые вручную украинскими узорами. Народный язык символов – слова старинной песни "Журавко-Журавко". Но соседи за границей наотрез отказываются договариваться и наживую рубят свои же корни.