В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная Серебряному веку
"Герои и современники Серебряного века" – выставка, посвященная одному из самых противоречивых периодов в русском искусстве, открывается сегодня в Третьяковской галерее. Как там составили "портрет эпохи", расскажет Ольга Енина.
"Герои и современники Серебряного века" – это групповой портрет эпохи, времени слома старой эстетической модели и поиска новой. Самые интересные процессы сосредоточены именно в графике, уверены создатели экспозиции.
"Это выдающиеся страницы в истории оформления книги, журнала. Период Серебряного века – это 90-е годы XIX века – 10-е годы XX столетия", – отметила заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Стремление уйти от реальности: в портретах ни одного полностью реалистического. Вот театрализованный. Когда Лев Бакст посадил Гиппиус в этом мальчишечьем костюме на низкий табурет, произошло перспективное сокращение, её фигура утратила удлиненность, изгиб. Чтобы исправить ситуацию, художник разрезал портрет и вставил посередине полосу бумаги. Гротескный, со взглядом в будущее футуристический парадный портрет Натальи Гончаровой, написанный её супругом Михаилом Ларионовым сразу после триумфа Гончаровой в Париже. В 1914-м там показали "Золотого петушка", где она была художником.
"Это коллаж, то есть техника, когда на холст наклеены бумага, газета со статьей о "Золотом петушке". Он вклеивает в портрет кусочки полосатой блузы Гончаровой, а также фрагменты её волос, перемешивая их с опилками", – рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.
Здесь вечные художественные темы: купальщицы, деревья, окна, и конечно, важный в тот период выход монарших особ. Петербург романтизирует эпоху Петра Великого, здесь стремительное движение в шаге, ветре. Москва ищет источники вдохновения до восшествия на престол последнего царя. Всё чинно и размеренно. В результате стилистических поисков на платформе модерна рождается новый русский стиль.
"Художники переосмысливают традиции русского лубка и создают произведения одновременно и в традициях лубка, и глубоко современные с перебивом форм, с трансформацией форм, на стыке современных и исторических тенденций", – подчеркнула Ирина Шуманова.
Смысловой точкой здесь называют "Арлекина Распятого" Юрия Анненкова – единственную работу на выставке из частного собрания. А один из простых, казалось бы, сюжетов – "Часы" Шагала – становятся символом эпохи, сообщая о наступлении нового времени.