В Третьяковской галерее показывают работы, где свет – действующее лицо и участник игры
Свет в отечественном современном искусстве – тема для выставки не самая оригинальная, неожиданной её уж точно не назовёшь. Но придавать значение такой выставке обязывает хотя бы то, что устроена она в Государственной Третьяковской галерее. И конечно то, что это – выставка избранных работ, произведений, в которых свет – персонаж, можно сказать, действующее лицо, участник игры. А игры со светом всегда увлекательны и вместе с тем рискованны.
Ведь в природе свет ведёт себя как отпущенный на волю дикий зверь, который несётся без оглядки везде и всюду, почуяв свободу. В сущности художники пытаются укротить свет, подчинить его своей прихоти. Не знаешь: восхищаться этим или возмущаться тем, что слишком уж много они на себя берут, но лучше успокоиться тем, что выставка в Третьяковской галерее всё-таки увлекает.
У Константина Худякова – художника и руководителя проекта – особая радость. Он – представитель нонконформистов, участник группы "20 московских художников" – дождался момента, когда творческий союз художников России пустили в залы Третьяковки. Дело в том, что предшественником этого союза была группа нонконформистских художников, которые выставлялись в подвалах на Малой Грузинской, – в больших залах им места не было. И вот сейчас, наконец, свершилось. Константин Худяков представил две работы: "Волшебная лампа Адама" и "Цветовая природа женщины".
"Вы видите эту серию лайт-панелей, они основаны исключительно на искусственном свете. Это сложная технология, стерео-лайт-панели так называемые, никто в мире их не делает кроме меня и моего технолога такого качества, в таком виде", – рассказал заслуженный художник России, руководитель проекта, президент Творческого союза художников России Константин Худяков.
Третьяковка для выставки из своего собрания представила работы Франциско Инфанте из цикла "Два света". Артефакт, созданный художником как предмет "второй природы", противостоит естественному началу, но вписан в ландшафт. Светильник в работе Ивана Чуйкова "Фрагменты в интерьере" оставляет в тени живописную часть работы. Зрителю нужно приложить усилие, чтобы разглядеть, что же изображено на холсте. Свет в этом случае – препятствие.
"Свет – это буквально божественный материал, который использовался веками, и это важная иконографическая и стилистическая категория в искусстве, она остаётся ею и в современном искусстве", – пояснила куратор выставки Мария Седова.
Есть на выставке и тема исторической памяти: Владимир Потапов деконструирует многослойное изображение, срезает верхний слой. Контраст мягкого рассеянного света и такого брутального жеста художника добавляет драматизма. К исторической памяти обращается и Дмитрий Самодин, который вспоминает старые сине-зеленые вагоны метро. Для него такой вагон – как исповедальня, сокровенное пространство, подсвеченное желтым светом.
Свет здесь исследуется прежде всего как философское понятие и уже потом как необходимый элемент живописи. В том числе главным героем картины может стать и сам источник света, как на полотнах Владимира Дубосарского.
И всё же как бы не светили лампы и фонари, источник истинного света внутри. Леонид Тишков представил свой источник – один кубометр Космоса – супрематический объект, который символизирует космос, приручённый человеком.
"Такая идея Константина Эдуардовича Циолковского, который говорил: "Вы не бойтесь космоса, космос очень уютен, он среди нас, мы среди него", – вспомнил художник Леонид Тишков.
44 работы – это графика, инсталляции, живопись – так или иначе исследуют свет, рассказывают о его рождении, преобразовании и подсказывают, что в большинстве случаев настоящий свет следует искать внутри себя.