Они спасли национальное достояние. Подвиг ленинградских музейщиков
"Эти дни как страшный сон. Поражало, что люди старались спасти не свое, а то, что было общим достоянием", – вспоминала директор Павловского дворца Анна Зеленова.
Пронзительный фильм "Воспоминания о Павловске" Ирины Калининой и Бориса Добродеева в 1985 году был даже номинирован на премию "Оскар". Мало кто представлял масштабы катастрофы, которая творилась в пригородах Ленинграда.
"Мы сняли с пьедесталов все скульптуры в парке, зарывали их в деревянных футлярах в землю, словно хоронили", – рассказывала Зеленова.
Фильм не столько о музее, сколько о бесконечной преданности профессии, о людях, сумевших сберечь историю. Часть раритетов успели вывезти в тыл, часть – замуровать в подвалах или закопать в парках. То, что не удалось эвакуировать, отправили в Ленинград. Их хранилищем стал Исаакиевский собор.
"Моим личным первым впечатлением в Исаакиевском соборе был зал, полутемное сырое помещение было все заставлено ящиками", – поделился блокадник Генрих Вейс-Афанасьев.
Генриху Вейсу-Афанасьеву было шесть лет, когда он оказался здесь вместе с родителями, которые перебрались из Павловска в подвалы Исаакиевского собора. В этих подвалах они работали и жили.
"Каждый раз при приеме пищи у взрослых стояла проблема, сколько дать ребенку и сколько оставить себе", – отмечает Генрих Вейс-Афанасьев.
Как только блокада была снята, хранители поспешили каждый к своему дворцу и застали страшные картины разрушений и пожаров. Петергоф стал одной из главных жертв фашизма – "столица фонтанов" превратилась в пепелище. Самая известная достопримечательность парка "Самсон, разрывающий пасть льва" не найдена до сих пор. Было установлено, что скульптура была разрезана на части и вывезена в Германию для переплавки. За время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах Ленинграда. Пока удалось разыскать лишь около 250 из более чем 16 тысяч музейных экспонатов.
"В 1990-е годы в антикварном магазине мы обнаружили две чудесные вазы, которые происходят из банкетного сервиза", – демонстрирует находки советник гендиректора по вопросам учета и хранения ГМЗ "Петергоф" Тамара Носович.
Петергоф оказался в зоне боевых действий сразу после начала блокады. Большой дворец выгорел дотла. Фонтанная система была разрушена, интерьеры разграблены, уничтожена большая часть деревьев. В парке был неописуемый хаос.
"Это не случайность, которая произошла в ходе боевых действий, это преднамеренное уничтожение русской культуры и русской истории", – уверен завотделом "Большой дворец" государственного музея-заповедника "Петергоф" Сергей Бондарев.
Три года немецкой оккупации стали трагедией для Царского села. Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины, парки были изрыты траншеями и блиндажами.
"То, что мы с вами видим, это состояние на январь месяц. Вы видите, что разбита кровля, пролет засыпан снегом, снег лежит на мраморе, обветшала лепка. Это художественная фиксация этих руин", – демонстрирует исторические фото и видеосъемки хранитель музейных предметов ГМЗ "Царское село" Лариса Бардовская.
Главная потеря Екатерининского дворца – легендарный Янтарный кабинет Петра Первого. Янтарная комната не найдена до сих пор. Единственная из четырех утраченных в годы войны мозаик Янтарной комнаты, которую нашли и вернули в Царское село – картина "Осязание и обоняние". Удивляет, насколько копия не отличается от оригинала, ведь при ее воссоздании реставраторы могли ориентироваться лишь на черно-белые фотографии и довоенные описания. Военные раны петербургские пригороды залечивали несколько десятилетий. Вернув былое величие дворцам и паркам, ленинградские реставраторы совершили настоящий подвиг.