"Элементарно": мультфильм о судьбе эмигрантов поборется за "Оскар"

04 февраля 2024 19:57
Режиссер Питер Сон создавал этот анимационный фильм на основе своих воспоминаний.

До церемонии вручения кинопремии "Оскар", не самой может быть авторитетной, но самой громкой, самой нескромной, я бы сказал, остается всё меньше времени. Продолжим знакомить вас с претендентами на нее, а именно с мультфильмами. Независимо от того, где их можно увидеть, в кинотеатрах или в интернете – это почти уже равно. О "Мечтах робота" мы уже знаем, другой претендент – фильм под названием "Элементарно". Создатель – студия "Пиксар". Былая слава этой студии подзабыта, но еще оставляет надежду на возрождение. Во всяком случает в оскаровскую пятерку мультик попал. Может, потому что в нем, как в большом кино, судьба эмигрантов в большом городе, конфликт отцов и детей и тому подобное. Западные критики утверждают, что в мультфильме чувствуется душа и поэтика, хотя их сложно разглядеть за попытками авторов показать всё и сразу.

Они сошлись, две стихии, о дружбе которых невозможно и помыслить. Огненная Эмбер и водный Уэйд. Сердцу не прикажешь, к тому же, как мы знаем, противоположности притягиваются. Обитатели Элемент Сити – города, где живут представители всех стихий, – могут совершить невероятное: бросить вызов природе и... своим родителям. Режиссер Питер Сон создавал этот мультфильм на основе своих воспоминаний. "Нью-Йорк рубежа 80-х и 90-х – это микс из разных культур. Иногда я чувствовал себя чужаком, иногда – своим в доску", – рассказал режиссер Питер Сон.

В США Питер Сон вместе со своими родителями приехал из Кореи. Семья поселилась в Бронксе. Так же и в мультфильме: представители огненного народа прибывают в Элемент Сити. Семейство Сон почти не знало английского языка. В своей работе режиссер придумал специальный язык "файриш", чтобы продемонстрировать коммуникативный барьер. Семейство Эмбер открывает продовольственную лавку: здесь очень горячая, или, по-нашему, острая, как в Корее, еда. "В "Пиксар" все рассказывают друг другу истории: о детстве и взрослении. Знаете, мы любим поностальгировать. Так и появился сюжет моего фильма", – сообщил Питер Сон.

Работа над "Элементарно" была не такой уж и простой. Заняла у команды семь лет. Самым сложным в анимировании был, конечно, Уэйд. Он состоит из воды, поэтому полупрозрачный, а значит – сквозь него должен быть виден фон. Но не в четких очертаниях, а преломленный. Часть работы, которая пришлась на время пандемии коронавируса, велась на удаленке. Создатели буквально обменивались электронными письмами с эскизами. Вместо путешествий, которые должны были помочь в работе над внешним видом Элемент Сити, аниматоры просматривали видео путешествий на ютьюбе. За основу архитектуры города они взяли здания из Амстердама и Венеции. Осталось добавить в получившийся мир почти реальную историю. "Моя бабушка умирала со словами: женись на кореянке. Но жизнь распорядилась иначе, и мои родственники приняли мою жену, несмотря на культурные различия", – поделился Питер Сон.

Действительно, разное происхождение и социальный статус у героев – главный конфликт в мультфильме. Предрассудки, культурные стереотипы – всё это Питер Сон и сценаристы "Элементарно" демонстрируют ярче некуда. Авторов уже успели обвинить в заштампованности истории. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот путь, который проделывают герои, чтобы преодолеть влияние мнений окружающих, проблемы и комплексы, которыми их наделили родители. При этом классический конфликт отцов и детей решен здесь с психотерапевтической виртуозностью – и дети счастливы, и взрослые довольны. Хотя, как это водится, всё пошло не по плану. "Моя мама гордится мной, я знаю. И это несмотря на то, что я не реализовал ее мечты, а пошел своей собственной дорогой", – добавил Питер Сон.

Упрекнуть авторов "Элементарно" можно и в том, что, создавая вселенную мультфильма, они пошли на поводу у современной повестки, к месту и не к месту, для галочки, включая ничем не оправданные и совершенно не помогающие развитию сюжета эпизоды. В то же самое время часть истории остается плоской и невыразительной. Но тут невольно начинаешь понимать, что без подобных реверансов почти невозможно выйти на международный рынок в наши дни. Правда, хочется верить, недалек тот час, когда эта довлеющая хуже любой цензуры обстановка в индустрии станет сюжетом мультфильма. И это будет уж точно комедия.