Валерий Фокин поставил в Александринке спектакль о Всеволоде Мейерхольде
Самая ожидаемая премьера сезона в Александринском театре. Валерий Фокин поставил спектакль "Мейерхольд. Чужой театр" – к 150-летию со дня рождения выдающегося режиссёра и реформатора сцены. Первыми впечатлениями от премьеры делится Валерия Кудрявцева.
Имя Всеволода Мейерхольда всегда играло большую роль в жизни Валерия Фокина. Он много сделал для возвращения творческого наследия мастера в культурную и театральную жизнь России. В начале 90-х в Москве его усилиями был создан Театральный центр имени Мейерхольда. В своём творчестве Фокин также неоднократно обращается к его урокам. Постановка к 150-летию – спектакль-посвящение любимому режиссёру.
В фойе Новой сцены Александринки, которая теперь носит имя Мейерхольда, под стеклом – оригинал статьи председателя Комитета по делам искусств Платона Керженцева в "Правде" под названием "Чужой театр", в которой автор утверждал – творчество Мейерхольда далеко отклонилось от идеологического курса тех лет. Последовало собрание труппы ГосТИМа – Государственного театра имени Мейерхольда – в декабре 37-го. Стенограмма того дня легла в основу спектакля. Через месяц театр Мейерхольда был закрыт. "Захотелось показать момент, как произошло несоединение трагическое огромного гениального мастера, его культуры – прежде всего, внутренней культуры, культуры как петербургского человека, который воспитан на определенных принципах, и невозможность соединиться с теми требованиями, которые предъявлял тот режим", – объясняет художественный руководитель Александринского театра, автор спектакля Валерий Фокин.
На собрании вдохновенно выступают работники театра, артисты, ученики Мейерхольда. Уверенно и пылко они осуждают своего лидера, поддерживая начавшуюся травлю. У каждого здесь – своя логика, своя правда, своя надежда. "Конечно, это не могло не всколыхнуть какие-то внутренние резервы артистические, потому что хоть эта вещь про прошлый век, но она очень и про наши времена. И много болевых точек каждый нашёл для себя в этой работе", – считает актер Александр Лушин.
"Многое из того, что говорят его коллеги, они говорят справедливо. С точки зрения человеческой их тоже можно понять. С одной стороны, все правы и все неправы. Но не правы просто потому, что это великий человек и великий мастер, и, к сожалению, диктатура просто оборвала его жизнь", – говорит Валерий Фокин.
В роли Всеволода Мейерхольда – Владимир Кошевой, который несколько лет назад сыграл молодого Сталина, а теперь – примеряет сюртук Мейерхольда. "Это фигура таинственная, сложная. Хмурый гений его называли, Карабас-Барабас. Он был влюблён в свою актёрскую профессию, и мне хотелось немножечко быть честным и откровенным в этой роли", – признается актер Владимир Кашевой.
Реальные диалоги из стенограммы чередуются со сценами воспоминаний и фантазий самого Мейерхольда. Тут и "Ревизор", и "Дама с камелиями", и любимая Зинаида Райх в главных ролях, и революционные 20-е… И вот уже конфликт приподнимается над бытом, отсылая к вечным вопросам отношений художника и власти, возможности компромисса между творчеством и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед собой и теми, кто пошёл за ним. Сейчас, как тогда, ответ каждый ищет в себе.