Драма Джонатана Глейзера "Зона интересов" получила "Оскар"

13 марта 2024 09:30
Картина стала обладателем престижной награды в номинации "Лучший международный фильм" и "Лучший звук".  Режиссер отказался от сенсационной подачи материала. Ставку сделали на бытовой ракурс киноленты.

Драма Джонатана Глейзера "Зона интересов" получила "Оскар" не только как "Лучший международный фильм", но и "За лучший звук". Как создавался звуковой ландшафт ленты о жизни коменданта Освенцима – в материале Станислава Анисимова.

Первоначально отснятый материал, хронику жизни семьи Хёсса, съёмочная группа называла "Фильм 1". Десять камер были спрятаны внутри детально выстроенной декорации, как в реалити-шоу. Длина одного дубля – час. Актёры отыгрывали сценарный материал, даже не зная как их снимают. Отсюда и документальность изображения, и своеобразная дистанция. Её нарушает звуковое оформление ленты – так получилась финальная версия картины, то есть "Фильм 2". "Актёры были удивлены, когда увидели итоговый вариант. Ведь всех этих звуков попросту не было на съёмочной площадке. Да, она вообще напоминала диснеевский домик. Всё в цветочках, солнечно!", – сказал звукооператор Джонни Бёрн.

Ужас вызывают звуки, доносящиеся из-за забора – там, концентрационный лагерь, расстрелы, звук работающих печей, собачий лай и крики людей. Джонни Бёрн изучал воспоминания очевидцев по архивным источникам, а его коллеги набирали современный материал: звук разъярённой толпы на футбольном матче, протестные митинги. Звуковой ландшафт дополняли записи выстрелов из оружия 40-ых годов. Их делали специально на определённом расстоянии от микрофона, чтобы при воспроизведении ощущалась перспектива. "Я прочитал, что в лагере было до 80 казней в день. Поэтому звук шести выстрелов из пистолета довольно часто повторяется. Семья Хёсса слышала это постоянно", – говорит Джонни Бёрн.

Фильм предваряет шумовая увертюра, абсолютно на черном поле, несколько минут в полной тьме. По идее режиссёра этот приём должен убедить зрителя отключить телефоны, отложить попкорн, и оказаться безмолвным свидетелем того ужаса, который разворачивался в Освенциме. "В ленте нет ни одного кадра пыток и убийств. Но благодаря тому, что звук в кинотеатре окружает зрителя, он ясно ощутит, что же там происходило на самом деле", – отметил режиссер. Одной из главных установок Джонатана Глейзера был полный отказ от сенсационной подачи материала. Ставку сделали на бытовой ракурс. Так и добились нужного эффекта.