Выставка к 210-летию взятия Парижа открылась в музее-панораме "Бородинская битва"
"Ликуй, Москва! В Париже росс"! 210-й годовщине вступления русских войск в Париж музей-панорама "Бородинская битва" посвящает выставку гравюр, оружия, наград и декоративных предметов, посвященных событиям марта 1814 года. Репортаж Ксении Егоровой.
Наградную медаль за взятие Парижа участникам той французской весны 1814 года сразу не вручали. За Александра I это уже сделал его брат Николай, много позже, спустя 12 лет после – чтобы лишний раз не давить французам на больную мозоль. Шутка ли – сдать русским "варварам" Париж почти без боя. "Обороняли французские корпуса маршалов Мормонов и Мартье, они находятся на высотах возле города. После того, как русские войска, именно они играли решающую роль в штурме Парижа, заняли господствующие высоты – Раменвиль и Монмартр, фактически вся центральная часть города оказывалась под обстрелом, французские маршалы начали переговоры", – поясняет заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея-панорамы "Бородинская битва" Артем Савинов.
Триумфу русского оружия и смекалки в столице мод предшествовала очень интересная информационная компания – как только русские и союзнические армии Австрии и Пруссии под командованием маршалов Карла Шварценберга и Гебхарта Блюхера перешли границы, просвещенную французскую прессу прорвало. "Во французской прессе начали появляться массовые публикации о зверствах русских, казаков, о том, что из человеческого у них только руки и ноги, а так они питаются младенцами", – рассказывает заместитель директора по развитию Музея- панорамы "Бородинская битва" Виктория Павленко.
Войска второго пехотного корпуса должны были занять ключевые административные здания Парижа, подготовить все к визиту Александра I – его указ запрещал мародерство (это французское слово) – и гласил, что занимать столицу Франции нужно было войскам, выглядящем по уставу и прилично, без прожжёных шинелей и рубах, таковых набралось около тысячи человек, но в грязь лицом не ударили. Карл Васильевич Нессельроде, наш стас-секретарь по иностранным делам, зашедший к Талейрану с утра, был так горячо обнят французом, что оказался весь засыпан пудрой, а наши гвардейцы и казаки – розами. "Нашу армию в Европе воспринимали как армию-освободительницу. До Парижа был Берлин и Амстердам – везде наша армия встречала восторженное к себе отношение. Есть несколько гравюр, которые показывают что происходило с русскими войсками в Париже, их встречают цветами", – поделился коллекционер Александр Вихров.
Еще в ту весну была общая Пасха – русские и союзные войска отслужили торжественный молебен все вместе – 10 апреля 1814-го, на площади Конкорд, как раз на том месте где были казнены Людовик XVI и Мария Антуанетта – священники находились ровно на том месте, где до того стоял эшафот. Хотя навряд ли в эти дни в Париже вспоминают все эти детали – на фоне бравурных заявлений лидеров нынешней Франции, эта история кажется невыученным уроком.