Театр Бориса Эйфмана привез в Минск два балета
Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана на сцене Большого театра в Минске. Сочетание классических традиций с новаторскими экспериментами в постановках Эйфмана знают и любят белорусские зрители. В этот раз в афише два спектакля – "Чайка. Балетная история" и "Евгений Онегин". Репортаж Анастасии Саховской.
Очень зримо, выход за привычные рамки, одержимость новыми формами. Бунтарь и экспериментатор Треплев против признанного маэстро Тригорина. "Чайка" Эйфмана – это балет в балете, где герои соперничают не в усадьбе, а в репетиционном зале и на разминке у станка. Это балет о балете как поиске и лабиринте философских идей. "Для зрителя, привыкшего к классике, именно этот спектакль будет очень интересен, потому что постановка очень динамичная, яркая. Почти весь балет я на пальцах, поэтому это достаточно классическая партия, а, например, партия Треплева вся современная", – рассказала солистка Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана Елизавета Хохлова.
Партии "на пальцах" – балетные танцы на пуантах. Есть и белоснежные пачки к лаконичным черным костюмам. Яркий контраст, вечный спор классики Тригорина с новаторством Треплева, очарования юности Заречной с властным опытом Аркадиной. "Главное – то, что присутствует драматический момент, что для Бориса Яковлевича всегда очень важно в его постановках. Это некая эскалация образа. Я думаю, белорусский зритель оценит", – поделился ведущий солист Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана Артём Лепков.
Петербург Минску все ближе. В белорусской балетной труппе выпускники академии Эйфмана. Здесь ценят и своих, теперь приезжающих домой на гастроли. Ведущая солистка театра Любовь Андреева – минчанка, ученица прославленного белорусского хореографа Валентина Елизарьева. Это ее родная сцена. "Когда ты знаешь, где какая кулиса, где какая гримерка, как работает буфет, где какой зал, коллеги спрашивают: "Люба, ты же тут своя?". Мы не оставляем равнодушным зрителя, потому что спектакли Эйфмана – всегда философия, психология, это всегда на разрыв аорты", – отметила ведущая солистка Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Билеты раскуплены все и давно. Четыре дня гастролей, две пары спектаклей. Кроме "Чайки" хореографическая версия романа "Онегин", где пушкинские герои стали знаковыми персонажами нашего времени. Постановки для Беларуси в новинку, несмотря на то, что труппа приезжает почти каждый год. Театр балета Бориса Эйфмана – частые гости в белорусском Большом театре. Они уже шестой раз в Минске, но впервые в рамках зарубежного направления программы "Большие гастроли". Она, конечно, дает исключительные возможности привозить спектакли, которых Беларусь еще не видела. Поддержка финансовая, организационная: соглашение с театром балета Эйфмана было подписано всего 3 месяца назад. Всемирно известный почерк хореографа – важный сценический автограф для классического белорусского Большого. "Это действительно настоящее событие, потому что это продвижение неких тенденций, а для меня это даже где-то сравнительный ориентир – как мы будем двигаться дальше, развиваться дальше. У нас в репертуаре есть спектакли, которые соприкасаются с такого рода стилистикой", – заявила генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова.
Ожидается, что на сцене Большого откроются дни культуры Новосибирской области. Вслед за Сибирью большой гастрольный тур по региональным театрам России с новыми спектаклями и классикой – балетом "Спартак". Его же, скорее всего, повезут осенью на масштабный музыкальный фестиваль в Самару.