Эрмитаж представляет фламандский натюрморт XVII века

26 мая 2024 19:56
Чтобы погрузить зрителя в эпоху Рубенса, в Николаевском зале воссоздали атмосферу вольнолюбивой Фландрии того времени.

Екатерина Великая говорила о себе, не без некоторого кокетства, что ничего не понимает ни в живописи, ни в музыке. Это не мешало ей разыгрывать блестящие художественные партии. 7 декабря 1764 года императрица стала обладательницей большой живописной коллекции. 225 образцов фламандской и голландской живописи прибыли в Петербург из Берлина. Как известно, именно они дали начало Эрмитажу. Позже добавились еще три сотни картин фламандцев. И сейчас музей славится одним из наиболее значительных в мире собраний фламандской живописи. Новой выставкой Эрмитаж демонстрирует публике роскошь фламандского натюрморта. Выставка с заголовком "Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века" открылась в Николаевском зале Зимнего дворца. Когда-то о своей коллекции Екатерина II сказала: "Всем этим там любуются мыши и я. Нынешняя грандиозная выставка собрала гораздо более многочисленную и подготовленную публику.

Эту выставку в Эрмитаже назвали одним из главных событий года и, чтобы подчеркнуть торжественность момента, открывали ее на ступенях Иорданской лестницы. Чтобы погрузить зрителя в эпоху Рубенса, в Николаевском зале воссоздали атмосферу вольнолюбивой Фландрии XVII века. Деревянные конструкции, напоминающие интерьеры католического храма, колеблющиеся отблески свечей помогают посетителям совершить путешествие во времени. "Сегодня Эрмитаж напоминает всем, что такое Эрмитаж – музей с громадными картинами, золотыми рамами. Именно это и получилось – Эрмитаж, рассказывающий о Фландрии с большой выдумкой", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ключом к выставке стала картина, написанная двумя титанами – Франсом Снейдерсом и его учителем Питером Паулем Рубенсом. Она передает творческие взаимосвязи художников Возрождения. "Рубенс пишет свой дом, каким его строит в Амстердаме, такое итальянское палаццо, и Франс Снейдерс завершает это двумя великолепными, очень тщательно написанными гирляндами", – рассказал заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Проживший два года в Италии Снейдерс впитал жизнелюбие и гедонизм Южной Европы. Свои картины он именует, просто перечисляя предметы, например: "Фрукты в чаше и разрезанная дыня", "Повар у стола с дичью" или "Рыбная лавка". Выставка в Эрмитаже показывает, на каком историческом фоне развивалось искусство того времени. Эпоха Великих географических открытий привнесла в жизнь новые предметы. Заморские диковины вошли в дома богатых горожан и стали роскошью, которую художники принялись изображать на своих полотнах. "Самыми показательными и массовыми предметами были изделия из китайского фарфора, которого, конечно, Европа еще не знала. И вот эти предметы мы подобрали по аналогии с тем, что представлено на картинах", – сообщила хранитель коллекций прикладного и ювелирного искусства Китая Государственного Эрмитажа Мария Меньшикова.

Сочетание цветов, фруктов и предметов на картинах часто скрывало аллегорический смысл. А сам жанр, который в переводе означает "мертвая природа", рождает сразу множество философских ассоциаций. "Натюрморт – это смерть, которая дает другим радоваться жизни. Это радость жизни. Всё это вместе – напоминание о смерти, "моменто мори" – всё это навсегда исчезнет. Это роскошь Фландрии, противостоящая псевдоскромности Голландии, это протестантство и католичество и дальше, и дальше", – прокомментировал Михаил Пиотровский.

Гастрономические ассоциации не мешают восприятию сегодняшнего зрителя. Его поражает не столько изобилие даров природы, сколько мастерство художников эпохи Возрождения.