Новая выставка в Плёсе знакомит с западноевропейским пейзажем XIX века
Природа как потерянный рай, как символ человеческой души, а иногда – это просто природа. В Музей пейзажа в Плёсе привезли 37 полотен из коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Подробности у Алексея Пименова.
Музей пейзажа, единственный в России, был открыт более двух десятилетий назад. Его коллекция пополняется и сегодня. Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея, преподнесла в дар работу Петра Петровичева "Золотая осень". "Она прекрасно написана. Говорит о замечательном мастерстве художника. В ней запечатлена красота золотой осени, осеннего российского пейзажа, когда леса становятся золотыми. Это ведь воспето в русской поэзии", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
Эта выставка – третий совместный проект Пушкинского и Музея русского пейзажа. Сотрудничать предложила Виктория Маркова. Ее покойный супруг, искусствовед Иван Порто, был одним из инициаторов создания музея в Плёсе. Обычно здесь выставляются работы только отечественных художников. Можно увидеть Ивана Шишкина и Алексея Саврасова. Новая выставка знакомит посетителей с картинами зарубежных авторов: Гюстава Курбе, Шарля-Франсуа Добиньи и Джачинто Джиганте. "Выставка в Плёсе вполне ложится в программу Пушкинского музея работы в регионах России. Думаю, эта прекрасная выставка еще поедет в другие регионы, может, с какими-то изменениями. Потому что это не совсем "чемоданный" проект, когда собирают один раз и потом катают бесконечно. Это, скорее, проект, который мы каждый раз собираем для каждого музея. Это индивидуальная работа", – пояснила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва.
"Девятнадцатый век – это кульминация развития пейзажа. Это период, когда пейзажный жанр достигает особого расцвета. Он соответствует направлению и поискам искусства XIX века. Именно тогда искусство обращается к реальности, к жизни. Реализм становится главным камертоном искусства XIX века", – отметила Виктория Маркова.
Искусство во времени – от романтизма до символизма. И в пространстве – от итальянской школы до скандинавских авторов. Всего из Москвы привезли 37 картин. Некоторые из этих полотен выставляются впервые за годы и даже десятилетия, добавляют контекст русскому искусству XIX века. Ведь не секрет, что многие отечественные живописцы перенимали опыт у иностранных мастеров. Пейзажи европейских и американских авторов прошлого века Пушкинский музей показывал здесь в прошлом году. Специалисты музеев развивают сотрудничество. "К тому, чтобы у Плёсского музея-заповедника, в частности, у Музея пейзажа были возможности принимать выставки такого уровня, мы шли не один десяток лет. Это здание теперь обрело вторую жизнь, и мы имеем возможность создать здесь условия, очень жесткие условия, которые требуют федеральный музей, министерство культуры, а также закон о музейном фонде Российской Федерации", – поделилась директор Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алла Чаянова.
Проект продолжается. В следующем году Пушкинский музей привезет пейзажи европейских мастеров XVII–XVIII веков.