Живопись спасенная и восстановленная – на выставке в Центре Грабаря

04 октября 2024 19:30
В мастерскую центра реставрации попадают произведения, которые даже музейные хранители уже списали со счетов.

Мастерская масляной живописи Центра имени Грабаря отмечает 105-летие выставкой "Наука реставрации – опыт поколений". Экспозиция рассказывает, как развивались методики работы с живописью и какие технологии специалисты применяют сегодня. За их работой наблюдал Антон Николаев.

В мастерскую масляной живописи Центра реставрации имени Грабаря попадают произведения, которые даже сами музейные хранители уже списали со счетов. Так и произошло с этим небольшим портретом художника Сальваторе Тончи, который после пожара в музее-заповеднике "Усадьба "Мураново" его сотрудники посчитали полностью уничтоженным. "Когда уже были полураскопки-полууборка в усадьбе, они просто откопали ее. По виду это был просто уголек", – рассказал художник-реставратор Денис Самойленко.

Но специалисты Центра имени Грабаря решили попробовать спасти портрет Павла Федоровича Карабанова, собирателя русских древностей. Реставратор Денис Самойленко уже несколько месяцев при помощи микроскопа буквально по миллиметру возвращает портрету первозданный вид. "При рассмотрении в микроскоп видно, что вся поверхность, как в пузырях, в таких волдырях. И пузыри эти очень хрупкие. Их нужно под микроскоп, потому что так их не видно. Каждый пузырек, вздутие меньше кончика иглы инсулинового шприца. И нужно каждый уложить, укрепить", – пояснил Денис Самойленко.

Еще одна картина, которая сейчас находится на реставрации, из Смоленского музея-заповедника. Картина пострадала в результате протечки. Сейчас это не очень понятно, но на полотне изображена красивая лунная ночь. "Картина художника Бернхарда Штанге. Это немецкий художник начала–середины XIX века. Предстоит очень много работы, чтобы восстановить прозрачность и лакового покрытия, и связующее в красочном слое", – сообщил художник-реставратор Антон Трофимов.

А это уже отреставрированное полотно. Картина Алексея Саврасова побывала в пожаре, сильно пострадала. Хотя сейчас в это трудно поверить. Только снимки, сделанные до реставрации, напоминают об этом. "Картина пострадала, что парадоксально, не от действия огня, а от пожаротушительного состава. Он очень едкий и обычно залезает под приподнятый кракелюр, и оттуда его приходится выбирать механически. Эта работа является практически ювелирной. Она происходит под микроскопом", – поделилась специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Центра им. Грабаря Александра Прохорова.

Есть здесь и работы, в отношении которых пока не принято решение о возможности реставрации. Это полотно из музеев Чеченской Республики. Картина пострадала во время боевых действий в 90-е годы.