Выставка работ Александра Ермолаева – в Москве
Работы "лишенные всяких намерений". В Московском музее современного искусства проходит выставка "Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева". Для художника не важны образы и смыслы, его основная ценность – сам процесс творчества. Об этом – в нашем материале.
Спонтанно и случайно любит создавать свои произведения Александр Ермолаев. Художник задумывал эту выставку как хаотичную тотальную инсталляцию, где темное встречается со светлым, прозрачное с цветным, деревянное с стеклянным. "Если бы я проектировал, я бы сделал такую свалку из досок и работы вставлял бы внутрь, сверху бы прислонял, чтобы не было пристойностей, которые мы здесь видим – здесь все очень культурно – это не мое", – делится художник Александр Ермолаев.
Вместо одной большой тотальной инсталляции, как изначально задумывал мастер, получилось девять маленьких. Залы темного и светлого, о существах и почти неосязаемых предметах. Александр Ермолаев – проектировщик, архитектор, – перемешивает свои работы разного времени, относясь к ним как к стройматериалам – камням, кирпичам, деревяшкам. "Ему не жалко делать с ними все что угодно. А я понимаю, каждая отдельная вещь в этой инсталляции как бы девальвируется", – говорит автор концепции выставки Ольга Халдеева.
Эта супрематическая композиция оказывается портретом дизайнера Зенкова. А отдельно взятая деревяшка – посвящением Родченко или Татлину, или просто "Танцующим столбом". В 50-е годы художник увлекался европейским и американским искусством, даже подписывал свои работы на латинице. Потом он изучал период от импрессионизма до поп-арта, теперь – идет обратным путем. "Остро почувствовал необходимость вообще исключить в работе своей, в отношении с миром преднамеренность, своеволие, идеологию, сюжеты, изобразительность. Пытаюсь очистить свое сознание от всей этой требухи", – поясняет художник Александр Ермолаев.
Образы возникают тогда, когда происходит взаимодействие с любыми предметами и материалами. Из старых железяк и досок появляется старинное зеркало, обычное стекло тоже становится произведением – внимательный зритель увидит: в стекле еще одно стекло, в паспарту – осколки. "Он из всего создает нечто, какую-то завершенную, целостную композицию. Даже когда на стол накрывает. И поэтому, если ему попадается какой-нибудь мусор из прошлого – обрезки чего-то обрывки бумаг, просто найденная красивая бумага – он со всем этим работает", – комментирует автор концепции выставки Ольга Халдеева. "Лейтмотивом этой выставки можно назвать тишину. Тишину как затихание рядом с миром, прислушивание к нему", – объясняет независимый куратор и инициатор выставки София Симакова.
Неосязаемость, эфемерность, легкость – об этих своих работах художник говорит: "лишенные всяких намерений". Есть в этом особые аскетизм и утонченность.