"Передвижники" – первая выставка в новом корпусе Третьяковской галереи
Их называли "революционерами-народниками" от живописи, но это не совсем так. Передвижники – ни об одном художественном объединении не создано столько мифов. Разрушить их призвана новая выставка в Третьяковской галерее. Главный проект года – первая за последние полвека попытка осмыслить наследие русского критического реализма. Лидия Алешина продолжит.
Первая экспозиция Третьяковки в Корпусе на Кадашёвской набережной. Историю нового выставочного пространства начинают с проекта, посвященного наследию передвижников. На открытии отметили: такого масштаба экспозиций не было 50 лет. Эти полотна публика впервые увидела на выставках сначала в Петербурге, потом в Москве, а далее в российской глубинке. В Уставе товарищества от 1870 года написано: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством, развития любви к искусству в обществе. "Они чувствовали свою миссию и гражданскую ответственность перед обществом, перед своей страной", – сказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Цель организаторов этой выставки – "актуализация искусства русского реализма и освобождение от штампов в его восприятии". Отобранные для экспозиции полотна живописцев отражают круг проблем, волновавших участников передвижных выставок, их творческие методы и пройденный путь в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Центральный раздел выставки – "Между реальностью и метафизикой". Рядом здесь две знаменитые работы: "Утро стрелецкой казни" Сурикова и "Крестный ход Курской губернии" Ильи Репина. "Очень высокие смыслы, отражающие поиски и попытку понять, что есть образ России. "Утро стрелецкой казни", в которой образ России дается через ее историческое прошлое. Репин и "Крестный ход в Курской губернии", который дает тот же самый срез. Это образ России через современность", – пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Полотно Николая Ярошенко "Всюду жизнь" датируется 1888 годом. Впервые его увидели на 16-й выставке передвижников. Для экспонирования был выстроен узкий коридор. По замыслу автора у зрителей должно было возникнуть ощущение, что вагон стоит у настоящего перрона. Эффект непосредственной близости происходящего вызывал эмоциональный отклик. "Это сложные произведения, которые вдохновляются сочинением Льва Толстого "Где любовь, там и Бог". Центральный персонаж этой картины – вот эта женщина в платке, которая напоминает Мадонну", – отметила Татьяна Карпова.
Товарищество передвижных художественных выставок объединяло более пяти сотен художников: Крамской, Суриков, Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан. Восторженные отзывы, дискуссии, споры... и оставшиеся в истории записи счетов. Как отмечали успех: чай и баранки после первых выставок, а позднее уже в счетах были фрукты и коньяк.
Мультимедийная часть экспозиции об истории, участниках. Выставка интерактивная: портреты с информацией о художниках. А это карта путешествий передвижников. Все выставки. И здесь можно выбрать маршрут: города, узнать количество участников выставки и расстояние, которое пришлось преодолеть художникам. И, конечно, почитать письма и отзывы прессы того времени. Вот критический шарж под названием: "Иван Грозный, высасывающий кровь своего сына".