Состоялся концерт, посвященный 135-летию Александра Свешникова
135-летию со дня рождения Александра Свешникова – основателя Государственного академического русского хора, который теперь носит его имя – посвятили концерт в Большом зале консерватории. Вместе с капеллой имени Юрлова коллектив исполнил "Всенощное бдение" Рахманинова. Чем обусловлен выбор программы – расскажет Дженнет Арльт.
Капелла имени Юрлова и Хор имени Свешникова на одной сцене выступают нередко. Несколько лет их объединяло единое художественное руководство Геннадия Дмитряка. Синергия двух легендарных коллективов рождает качественно новое звучание. Стремиться к эталонному звуку – один из принципов основателя Госхора Александра Свешникова. "Музыка не знает предела совершенства, как бы мы хорошо не исполнили ее в прошлом году или в прошлое время. Это время, которое для нас не прошло даром. Мы стали думать иначе. Мы стали слышать иначе", – говорит худрук и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Геннадий Дмитряк.
"Всенощное бдение" Сергея Рахманинова, написанное в 1915 году, после революции попало под цензурный запрет. Александр Свешников вместе с Государственным академическим русским хором СССР сделал первую запись "Всенощной" в 1965-м, через полвека после первого исполнения. Пластинка предназначалась для зарубежного рынка, достать ее было невозможно. Со временем Свешников добился того, что русская духовная музыка стала звучать в концертных залах. "Его строгость, его нравственность, его отношение к музыке беспредельное. Понимаете, оно, конечно, должно служить нам путеводным маяком. И он в своей жизни сделал очень много. Не случайно он был Героем Социалистического Труда, многие годы был ректором Московской консерватории", – рассказывает худрук и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Геннадий Дмитряк.
Со "Всенощного бдения" началась концертная жизнь артиста Капеллы имени Юрлова Валентина Хмелева. 11 лет назад он впервые выступил на сцене Московской консерватории. Еще студентом также солировал во "Всенощной". "Спустя годы пропитываешь сквозь себя, потому что это исполнялось уже неоднократно. И наверное, больше души стало и в исполнении, и в мыслях, когда поешь. Потому что раньше я пел впервые по бумажке, по нотам. А сейчас это уже все внутри меня", – делится артист Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Валентин Хмелев.
Свешников считал, что в хоровой музыке – душа русского народа. Традиции мастерства, заложенные им в прошлом веке, его ученики и последователи бережно сохраняют и чтут.