На фестивале "Дягилев. Постскриптум" показали балет "Литургия"
Был на этой неделе очередной повод вспомнить о Сергее Дягилеве. То есть об одном из его замыслов, который осуществить не удалось, и за который ухватились современные хореограф и композитор, Ольга Цветкова и Сергей Ахунов. На этой неделе они показали сначала в Петербурге на фестивале "Дягилев Постскриптум", а потом и в столице балет "Литургия", то, что не случилось тогда, когда труппа Дягилева завязла где-то посреди воюющей Европы. Масштаб трагедии был еще неясен. Дягилев поделился с Игорем Стравинским идеей нового балета, тему которого описывал так: "Зрелище святое, экстатическая обедня, шесть, семь коротких картин. Эпоха по жанру около Византии".
Был на этой неделе очередной повод вспомнить о Сергее Дягилеве. То есть об одном из его замыслов, который осуществить не удалось, и за который ухватились современные хореограф и композитор, Ольга Цветкова и Сергей Ахунов. На этой неделе они показали сначала в Петербурге на фестивале "Дягилев Постскриптум", а потом и в столице балет "Литургия", то, что не случилось тогда, когда труппа Дягилева завязла где-то посреди воюющей Европы. Масштаб трагедии был еще неясен. Дягилев поделился с Игорем Стравинским идеей нового балета, тему которого описывал так: "Зрелище святое, экстатическая обедня, шесть, семь коротких картин. Эпоха по жанру около Византии".
Литургия Ольги Цветковой и Сергея Ахунов возникла из идеи Сергея Дягилева, которая родилась сто лет назад, но так и не была воплощена. "Идея вначале была не самая правильная – танцевать без музыки, а когда пригласили Стравинского, Стравинский отказался, а потом уже было не до этого, кругом шла война, революция и всё остальное. Когда я узнал об этой теме, я решил что это очень хорошо воплотить в жизнь", – рассказывает композитор Сергей Ахунов.
Композитор Сергей Ахунов, пишет не только светскую, но и церковную музыку. Литургия, вдохновленная духовным ритуалом, идеально попала на контемпорари данс Ольги Цветковой. "Я с музыкой сплю, хожу, гуляю, до того момента, пока я в ней жить не начну. И потом я жду момента, когда у меня случится клик, когда я понимаю, как все должно быть сделано", – признается хореограф Ольга Цветкова.
В спектакле сошлись музыкальные сферы и земное притяжение контемпорари, соединив свет, цвет, ритм и движение. "Если Дягилев отталкивался от евангельских историй, то я отталкиваюсь от литургии как таковой, её конечно, нельзя сравнивать то, что я пишу с тем, что происходит в церквях, это не совсем та же литургия, но я взял некую схему и некий принцип общий для литургии – анафора, возношение", – делится Сергей Ахунов.
В черных плащах танцовщики " Каннон Данс" кажутся экзотическими птицами. Легкие движения рук обманчивы. Внутри рукавов спрятаны палки, которые увеличивают амплитуду движения. Впервые этот прием использовала американка Лои Фуллер на заре XX века. "В первой части очень много микроцитат из тех хореографов, какие для меня являлись революционными фигурами – это и Вацлав Нижинский, и тот же Мясин, и Гурджиев и Лои Фуллер", – говорит Ольга Цветкова.
Литургия могла стать самым громким проектом Русских сезонов. Всю сценографию и эскизы костюмов придумала Наталья Гончарова. За хореографию должен был отвечать Леонид Мясин. Музыку к балету написать Игорь Стравинский, но композитор отказался. Спустя 100 лет Литургию, о которой мечтал Дягилев создала петербуржская команда. Спектакль показали на фестивале "Дягилев Постскриптум". "Когда в 2009 году мы открывали этот фестиваль и задумывали его, нам хотелось вернуть имя Сергея Павловича Дягилева, выдающегося российского человека, страстного почитателя и пропагандиста русской культуры, нам хотелось это имя вернуть в Россию", – отмечает худрук фестиваля "Дягилев. Постскриптум" Наталья Метелица.
Как известно – рукописи не горят. Идеи тоже не исчезают. Конечно это другая Литургия. Не та которую мечтал поставил Дягилев, но его мечта вдохновила наших современников.