"Фантазии – моя профессия: Константин Хабенский в "Белой студии"

24 декабря 2024 14:37
Смотрите 24 декабря в 21:00 на телеканале "Россия-Культура".

В новом выпуске "Белой студии" – актер, режиссер, художественный руководитель и директор МХТ им. Чехова, народный артист России Константин Хабенский. О любви и таланте, силе и слабости, о сущности профессий актера и режиссера, о своем новом спектакле "Чайка" и видении героя в "Сереже", фильмах "Собибор", "Географ глобус пропил" и "Бременские музыканты", о Благотворительном Фонде и детских студиях творческого развития Константин Хабенский беседует с ведущей программы Дарьей Златопольской.

Смотрите 24 декабря в 21:00 на телеканале "Россия-Культура".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О важности фантазий:

"Принудительное фантазирование" – прекрасный термин, очень подходящий. Даже, я бы так сказал, принудительно-провокационное. Потому что, когда ты провоцируешь человека, чтобы он вышел за "2х2=4", за какие-то флажки, установленные шаблонным мировоззрением и порядком, это помогает зрителям, которые приходят в кинотеатр и театр, проваливаться вместе с нами в наши фантазии, в то, что мы предлагаем увидеть, почувствовать, посопереживать.

О своем спектакле "Чайка":

Мне хотелось через весь спектакль пунктиром провести тему детства. И любви. Там все на любви сделано, на страстях разного накала. Нельзя заставлять людей одинаково страдать, одинаково восхищаться, одинаково любить. И здесь, в "Чайке", местами я провоцировал на нестандартный разбор взаимоотношений между героями, в том числе между Дорном и Полиной. Обычно эту историю достаточно функционально преподносят. А мне показалось, что это та же самая линия неугасающей любви до определенного момента (…)

Когда я искал режиссера для постановки "Чайки", почему-то не находил. Один умный человек мне сказал: "Этот режиссер не поставит. Потому что он уже не Треплев внутри". Я поискал, поискал и понял, что, наверное, я пока еще Треплев. И пошел работать.

О профессиональных вызовах:

Может быть, я везунчик, которому для испытания собственной хребтины подкидывают периодически некоторые задачи. Я рассматриваю только так: интересно? Смогёшь? Не уверен, что смогу, но очень интересно.

О женщинах:

Это другая планета. И разбираться, почему вода течет в другую сторону, снизу вверх, бесполезно и не нужно. Надо, как говорил Экзюпери, просто смотреть на них и дышать их ароматом. И чему-то у них учиться. Не воевать – а учиться.

О параллелях между героями фильмов "Собибор" и "Пролетая над гнездом кукушки":

Наверное, там есть та же самая мысль: что в любой ситуации всегда найдется хотя бы один человек, который заставит поверить других в то, что они тоже люди. (…)

Это тот самый момент непростых обстоятельств, когда человек может познать себя. Как правило, только загнанный в тупик, в угол человек может позволить себе (если у него есть время) разобраться с какими-то вопросами внутренними и открыть для себя новую дорогу. То же самое у Экзюпери: только потеряв жизнь, ты обретаешь новую. Только умирая в пустыне, ты открываешь новые окна в этом мире.

О разрушении стереотипов и развитии в профессии:

Надо быть неожиданным для зрителей, непредсказуемым. Может быть, даже и для партнеров, для коллег. Если ты начинаешь пользоваться тем, что у тебя уже неплохо получается, это тупиковая история. Тебе и самому надоест, если у тебя в голове еще что-то есть. Если все выветрилось в голове, так до конца и будешь идти.

О преодолении страха смерти:

Перевешивает страх только обретение себя, своей нужности, полезности в этой жизни. У нас [в Благотворительном Фонде Константина Хабенского, помогающего детям и молодым взрослым с опухолями головного и спинного мозга] много волонтеров, ребят, которые прошли химиотерапию, вернулись и начали заниматься делом. Это не означает, что у них болезнь на 100% прошла. Но я вижу, как делание дела перевешивает страх.

О Константине Хабенском:

Он представитель петербургской театральной школы, однако уже более 20 лет служит в МХТ им. Чехова. Здесь актер дебютировал в роли Зилова в постановке "Утиная охота", а затем сыграл в спектаклях "Белая гвардия", "Гамлет", "Контрабас", "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена", "Сережа", "9 ряд. 10, 11 место". В 2024 году состоялся режиссерский дебют Хабенского на сцене МХТ им. Чехова – "Чайка".

Широкую известность у российского зрителя Хабенский получил после выхода сериала "Убойная сила" в 2000 г. Среди его знаковых работ такие картины, как "В движении", "Ночной дозор", "Адмиралъ", "Географ глобус пропил", "Коллектор", "Метод", "Троцкий", "Огонь", "Чемпион мира". В 2018 г. на экраны вышла военная драма "Собибор", где Константин Хабенский выступил как режиссер и актер. За свои роли в театре и в кино он получил множество призов и премий, таких как "Кинотавр", "Чайка", "Золотой орел", "Ника", ТЭФИ.