Изобразительной трактовке текстов священного писания посвятили выставку

26 декабря 2024 09:13
Экспозиция открылась в Музее имени Андрея Рублева.

Исследовать взаимодействие слова и изображения в русской иконописи предлагает Музей Андрея Рублева. Иконы, иллюстрирующие сложные богословские тексты, появились при Иване Грозном. И даже в XVI веке такие произведения считались раритетами. На выставке "Образ слова" побывал Антон Николаев.

Последняя в уходящем году выставка в Музее древнерусской культуры и искусства посвящена редким иконографическим образам. Две иконы из частных собраний, по задумке авторов этой камерной экспозиции, иллюстрируют и дополняют третий центральный образ из собрания Музея имени Андрея Рублева. Он принадлежит к редкой и сложной иконографии, которая является полной иллюстрацией 44-го Псалма. "Это редчайший сюжет. Чрезвычайно редко встречающийся в иконописании. Таких икон практически нет, практически не сохранилось, не дошло до нас. У нас в собрании уникальный памятник, причем для своего времени он в очень хорошей сохранности", – говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Икона конца XVI века происходит из Вологодских земель. Символическая композиция иллюстрирует слова псалма, являющиеся пророчеством о предвечном рождении Бога-Слова и Сына Божия. "Вторая половина XVI века стала таким особым временем, когда создаются иконы, не предназначенные специально для молитвы и для литургического использования в определенный богослужебный день. Это именно иконы для разглядывания, иконы, представляющие собой иллюстрации либо текстов из Священного Писания, либо что очень важно, гимнографических текстов. В данном случае 44-й псалом: "Отрыгну сердце мое слово благо". В русском переводе "Излилось из сердца моего слово благое"", – объясняет заместитель заведующего Научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Алексей Гульманов.

Иллюстрацией текста из 44-го Псалма "Предста Царица одесную Тебе" является и вот эта икона из частного собрания. Она написана в XVI веке московским иконописцем. В центре на престоле как Царь и Великий архиерей восседает Христос. Ему предстоят Богоматерь в образе Царицы Небесной и пророк Иоанн Предтеча. "Эта иконография появилась в XIV веке на Балканах. Первые изображения находятся в церквях Македонии. И благодаря сербским мастерам эта иконография перекочевала к нам в Великий Новгород. В Великом Новгороде есть церковь Спаса Преображения на Ковалеве под Великим Новгородом, где находится одно из ранних русских изображений этой иконографии "Предста Царица"", – рассказывает куратор выставки Софья Аитова.

Еще одна икона XVI века – "София. Премудрость Божия". Как и две другие, она основана на текстах из Священного Писания. Символический образ Софии Премудрости Божией имеет в своей основе ветхозаветный текст книги Притчей Соломоновых. Апостол Павел Божественной Премудростью в своем послании называет Христа.