"Музыка звучит в душе". Вспоминая Эдуарда Артемьева
Эдуард Артемьев – обладатель "Золотой маски", лауреат четырех премий "Ника" и пяти Государственных премий, автор опер, кантат и симфоний. На его музыке выросло не одно поколение в нашей стране. Но что такое слава, Артемьев не знал никогда. Он до конца жизни оставался тихим скромным человеком, философом с необыкновенным чувством юмора, композитором, снимающимся в эпизодических ролях.
"Он не любит, чтобы на него обращали внимание", – признавалась жена композитора Изольда в документальном фильме "Артемьев".
Предлагаем пролистать книгу его жизни вместе с нами: на медиаплатформе "Смотрим" доступны программы с участием Эдуарда Артемьева, а также киноленты, к которым он писал музыку.
Как говорил сам музыкант, его путь был предопределен. Дядя Артемьева преподавал в Московской консерватории теорию музыки. Перед консерваторией он учился в хоровом училище, где директором был известный хормейстер Александр Васильевич Свешников. Поступив в консерваторию, он попал в руки Александра Васильевича, который стал ее ректором. Про творческий путь музыканта смотрите документальный фильм "Крупным планом музыка Эдуарда Артемьева".
Первым саундтреком Эдуарда Артемьева стала музыка к фантастическому фильму "Мечте навстречу", вышедшему в 1963 году. Тогда в Советском Союзе тема космоса была особенно популярной, поэтому режиссеры Михаил Карюков и Отар Коберидзе искали электронное звучание для своего фильма. После этой картины Артемьева "заметили" и другие режиссеры.
У Артемьева сложился творческий тандем с режиссером Никитой Михалковым, композитор дружил и работал с ним в течение долгих лет. Тройка лучших картин у Никиты Сергеевича – "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви" и "Родня" – тесно связаны с Артемьевым. Самая популярная мелодия – из финала "Своего среди чужих", которая использовалась даже при закрытии Олимпийских игр в Сочи. Про кино говорили, что это "красный вестерн", а работу Артемьева сравнивали с музыкой Морриконе.
Осенью 1970 года Андрей Тарковский передал Эдуарду сценарий "Соляриса". Описывая работу с Тарковским, Артемьев признавался:
"Он мне сказал, что ему нужно "состояние" и больше ничего. Это было ключевое слово. Тогда я был свободен. У Тарковского я научился очень многому. Он никогда не диктовал и не говорил, какая музыка нужна. Он только говорил, о чем сценарий, о чем он думает", – признавался композитор.
Потом Тарковский и Артемьев работали над "Зеркалом" и "Сталкером". Подробнее о работе с режиссером композитор рассказал в программе "Белая студия".
"Я придумал такую теорию... Я думаю, что у всех музыка звучит в душе. Но кто способен сочинять, он может из этого хаоса выхватить одну интонацию", – считал Эдуард Артемьев.
Фильмы и программы с участием Эдуарда Артемьева доступны на медиаплатформе "Смотрим". А телеканал "Россия 1" 29 декабря в 2:00 покажет программу "Белая студия" памяти композитора.