"Твой белый дом" – выставка Татьяны Баданиной в Музее AZ
"Твой белый дом" – стихотворение Анны Ахматовой дало название выставке Татьяны Баданиной. В основе проекта идея света как символа духовной победы жизни над смертью. Символичен и выбор места, где представлена экспозиция. Из музея AZ на Маросейке – Алия Шарифуллина.
Для Татьяны Баданиной пространство всегда имеет большое значение. В современных залах себя не чувствует, в сакральных местах удается выставляться не часто. В этом доме на Маросейке – XVII века – когда-то было много домовых церквей, и даже эти палаты, где проходит выставка, чем-то напоминают храм. В этом контексте "Белые одежды", которые много лет выставлялись на самых разных площадках мира, звучат совсем иначе. Будто иконостас.
Эту серию работ Баданина начала еще 17 лет назад, после гибели дочери, модельера Анны Сергеенко. "Белые одежды" всё продолжают появляться, на бумажных тканях проступают новые "рельефы", образуя иные смыслы. "Я сознательно использовала бумагу, потому что я часто бывала в Японии в последние годы. Для японцев бумага и бог – это одно и тоже слово "ками". Они все свои сакральные места в домах обозначают белыми бумагами. Для нас, художников, я думаю, белая бумага, белый холст – это сакральная вещь, которая может родить всё", – пояснила художница Татьяна Баданина.
Искусство Баданиной просто и сложно одновременно: просто по способу выражения художественных идей; сложно по метафизике образа, вневербальности текста. Она ищет возможность пластически передать то, что не осязаемо и не имеет материальной формы, – свет, преображающий мир и наполняющий жизнью, выявляющий форму, усмиряющий и растворяющий тьму. Большая часть работ последнего времени обладают почти стерильной чистотой. Поглощенные светом цвета. "Белый цвет и белый свет – это и форма, и содержание моих работ. И чистота, просветление, святость – очень много сакральных смыслов в самом белом цвете. Сначала я стремилась показать вот это белое свечение в живописи, то есть я делала массу лессировок, чтобы через белый цвет начинал проступать белый свет", – добавила Татьяна Баданина.
Татьяна Баданина опирается на русский авангард, его поиски и открытия, заставляя зрителя вспоминать то прозрачные объемные конструкции Татлина, то строгие архитектоны Малевича, то белые летающие холсты Кабакова. Она и сама – это сразу видно – очень хочет летать. Все творчество художницы – словно путь наверх, про крылатых людей и ангелов. "У нее есть основные коды, основные темы – это крылья ангела, крылья человека, которые дают ему возможность оторваться от земли. Это белые одежды, конечно, это небо, это лестница, которая уходит в небо", – рассказала генеральный директор музея AZ Наталия Опалева.
Небо отражается и в этих чашах – арт-объекте, который Баданина сделала специально для этой выставки в экспериментальном пространстве музея AZ. Здесь же представлена и уникальная графика художницы – цитаты пока еще не осуществленных проектов. Из этих ритмов линий, точек, пересечений однажды появятся трехмерные объекты про путь к свету и небу.