75-летие кафедры баяна и аккордеона Академии им. Гнесиных отметили в Доме музыки
Музыка Пуленка, Губайдулиной и Щедрина – на баяне. 75-летие кафедры баяна и аккордеона Академии имени Гнесиных отметили в Международном Доме музыки. На концерте была Дженнет Арльт.
75 лет назад в маленьком городке в Челябинской области в семье шахтеров родился Фридрих Липс, и в этом же году в Академии имени Гнесиных впервые в России был образован факультет и кафедра народных инструментов. В 48 лет Липс ее возглавил. Сегодня на сцене его ученики – собрались, чтобы поздравить своего педагога с двойным праздником.
Фридрих Липс в свое время вывел баян и аккордеон за рамки сугубо народных инструментов и доказал, что их звучание достойно композиторских фантазий. Специально для него сочинения писали Губайдулина, Денисов, Подгайц, Журбин.
"Это совершенно новая краска. Может быть, уже инструменты симфонического оркестра и фортепиано где-то стали обыденными для композиторов, а в нашем инструменте они нашли новые возможности для выражения своих замыслов", – поделился заведующий кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист России Фридрих Липс.
Среди учеников Липса – более полусотни лауреатов музыкальных конкурсов. 30 побед в копилке у Иосифа Пурица. "Найти эти кнопки, на которые нажать, чтобы человек пошел вперед. Не просто разложить информацию и всё, а именно, чтобы человек двинулся. Вот этим искусством Фридрих Робертович обладает в совершенстве", – отметил баянист Иосиф Пуриц.
Леонид-Флорин Муравьёв вырос в Швеции, там же начал осваивать искусство игры на баяне. Сейчас значится в числе учеников Фридриха Липса как иностранный студент. "Я поступил на подготовительный курс в парижскую консерваторию, учился там два года у профессора Макса Бане и после этого начал думать, куда дальше поступать. И Макс мне посоветовал поступить к Фридриху Робертовичу в Москву", – рассказал баянист Леонид-Флорин Муравьёв.
Сами музыканты считают: баян может звучать как целый оркестр – и гордятся тем, что их инструмент мобильный и универсальный. "Мы можем исполнить и сочинения венских классиков, и джаз, и кавера. И написать определенный бит с диджеями, исполнить это в клубной атмосфере. И сегодня я играю в соборе, а завтра я играю в клубе", – пояснил баянист Роберт Алеветдинов.
Когда-то Софья Губайдулина назвала баян драконом, который дышит. Эту жизненную энергию передали сегодня Фридриху Липсу его ученики.