Мотои Миура поставил спектакль по пьесе Кобо Абэ в Театре Наций
Молодой японский режиссер Мотои Миура любит русскую культуру. Постоянно об этом заявляет. Его театр "Читэн" бывал у нас в России с постановками чеховских пьес. Чеховым Мотои-сан заболел еще в юности: изучал его творчество в старших классах, в университете. Через него полюбил и всю Россию. А свою первую поездку в Россию по программе международного обмена считает самым запоминающимся событием в жизни. Теперь с удовольствием ставит у нас спектакли. Прошлой весной познакомил публику петербургского Большого драматического театра со своим прочтением "Преступления и наказания". Теперь дебютирует в Москве: на сцене Театра Наций поставил спектакль по пьесе своего соотечественника Кобо Абэ "Друзья". Напоминает поговорку о том, что с такими друзьями и врагов не надо.
Кобо Абэ – один из лидеров послевоенного японского авангарда. Его абсурдистская пьеса "Друзья" – это ненормальные взаимоотношения, нереалистичные мотивировки. Режиссер Мотои Миура на этот текст смотрит под своим углом, так что поверхность накренилась, словно больше нет никакой опоры.
В дом одинокого человека является странная компания: супруги, пятеро детей и бабушка. Они уверяют, что вторглись в чужое жилище из чувства долга. Их благородная цель – спасти хозяина от одиночества. Про внешний облик персонажей художник Ольга Шаишмелашвили говорит так: хотели зрителя по-хорошему запутать, не важно когда это и где. "Мы не хотели привязки к современности. Мы хотели, чтобы это была вечная история. Чтобы персонажи, семья, это были путешественники сквозь время и пространство", – пояснила художник-сценограф, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили.
Поэтому в костюмах прихотливый микс – от европейской моды XVII века до деконструктивизма. Актеры в этом спектакле будто играют в непонятную зрителям игру с неявными правилами. Несколько месяцев по десять часов в день – кропотливая работа над синхронными хлопками и специфическими интонациями. "Я чувствовала, как что-то внутри, какая-то схема ломалась, где-то что-то вспыхивало, и хотелось хлопнуть после каждого хлопка или говорить дома только так-к-к и никак по-другому-му-му. И уже все дома начинали немножко сходить с ума", – призналась актриса Александра Ревенко.
Режиссер Мотои Миура подчеркивает: та партитура, которую он создал, повторы, хлопки, ломанная интонация, не прописаны в пьесе – это его видение абсурдистской драматургии Кобо Абэ. "В этом произведении присутствует черный юмор. И я в свою очередь долго думал, как же можно передать дух некого дьяволизма. И нашел вот такой способ", – рассказал режиссер Мотои Миура.
Причиняя добро, непрошеные гости завладевают имуществом и деньгами, расстраивают помолвку – и все это во имя благой цели. "Спектакль про благие намерения, которые мы все знаем куда нас ведут. Про попытку навязать свое представление о том, что хорошо для другого. Не просто предложить помощь, а именно ее навязать, и в этой помощи утопить", – добавил актер Сергей Епишев.
Как это не раз бывало в истории, крепость становится тюрьмой. Но смерть подопечного никого не огорчает: "Мир велик и сложен. Не надо унывать нас ждут новые друзья".