Утро с Сергеем Шаргуновым Кино должно быть товаром

8 октября 2011, 11:00

Персоны

)

Фестивальное кино в Москве - смотрим ли мы его? Каким оно должно быть, что мы от него ждем? Эти и другие темы обсудят со слушателями в утреннем эфире радио "Вести ФМ" Сергей Шаргунов и Людмила Шаулина. Гость студии - кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

 

Шаргунов: К нам пришёл Антон Долин, наш кинообозреватель. И поговорим на самом деле о кинематографе. Интересно, что покажут в этом сезоне, и что ждать вообще от кино. И хотелось бы предметнее поговорить о таком странном явлении, как кинофестивали, насколько они могут вдохновлять. И можно ли среди кинофестивалей выцепить те ленты, которые потом просуществуют с вами достаточно долго, к которым можете возвращаться. Ну вот, сентябрьский форум и выставка "Кино-экспо" состоялась. Во-первых, что это было?

Долин: Ну, я сам туда не ездил. Это вообще не для критиков и не для журналистов, в основном, или если для журналистов индустриальных так называемых. То есть эти "Экспо", которые проходят и в Питере, и в Москве иногда, это, на самом деле, такие попытки сделать вид, всегда неудачные, что у нас есть киноиндустрия, а не просто фильмы. Потому что это совершенно разные вещи - есть ли у нас кино и есть ли у нас индустрия. Есть страны замечательные, ну, не знаю, Румыния, где великолепное кино современное, очень хорошее, но вся индустрия тамошняя, то есть все деньги, которые крутятся вокруг кино, они прямо связаны с прокатом Голливуда, и собственно индустрии не существует практически. Таких стран очень много, и Россия долгое время была тоже такой страной.

Шаулина: А обратные ситуации бывают, когда индустрия есть, а кино собственного...

Долин: Конечно, сколько угодно. То есть кино-то всегда есть. Но я считаю, что кино настоящее, с большой буквы, это то кино, которое способно выйти за территориальные границы страны. То есть оно является товаром, когда его потребляют люди, живущие в этой стране, по той простой причине, что иногда людям хочется видеть на экране похожих на себя людей, живущих теми же проблемами и говорящих на том же языке. По этой же причине люди смотрят отвратительные сериалы, которые показывают на всех телеканалах. Если мы со стороны, не вживаясь в них, посмотрим любую серию с любого места до любого места, хоть пять минут, мы скажем: "Господи, какой кошмар! Как можно такое смотреть? Это всё неестественно. Такого не бывает".

Шаргунов: Они втягиваются, во-первых, а во-вторых, они идентифицируют себя с теми, кто играет на экране.

Долин: Совершенно верно. Второе важнее, чем первое. Они именно поэтому и втягиваются. И поэтому национальный кинематограф, когда что-то снимают, есть везде. Например, есть этот Нолливуд знаменитый, по-моему, в Нигерии. Снимается дикое количество фильмов, но их видят только там. Для тамошней публики, в основном, это на DVD сразу выходит, снимается за три копейки и окупается, потому что толпы людей это покупают, это смотрят. Это значит, что есть индустрия какая никакая. А кинематограф, как явление, которое может выйти за эти границы и быть предъявлено миру или каким-то другим странам, людям незаинтересованным, не знающим о том, как живут в Нигерии, и они бы сказали, что это интересно не только как социологическое явление, но и как явление культуры.

Шаргунов: Да. Где можно себя даже отождествлять с героем, вне зависимости от цвета его кожи и разреза глаз. Это зависит, кстати, отсылка к Якутскому фестивалю, на котором ты был.

Долин: Да. Якутские фестивали замечательные. Кстати, там уже есть индустрия, а кино там только зарождается. Ему ещё надо шагнуть за пределы Якутии, что, я уверен, произойдёт. Не сомневаюсь.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Утро с Сергеем Шаргуновым. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация