Уроки истории Цитадель большевизма в особняке Кшесинской

30 мая 2017, 07:26

Персоны

В этот день 100 лет назад – 17-го мая 1917 года по старому стилю - балерина Матильда Кшесинская приехала в свой особняк на Петроградском острове, захваченный революционными солдатами еще в дни Февральской революции. На протяжении трех месяцев здание было занято солдатами запасного броневого автомобильного дивизиона, кроме того, в нем расположились типография и, современным языком говоря, офисы большевиков. Подробности - в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести ФМ".  

Корреспондент вечерней газеты "Время", сопровождавший хозяйку, писал: "Второй этаж - настоящая цитадель большевизма. Тут и центральный комитет, и петроградский комитет, и военно-милиционная комиссия, и коллегия агитаторов. Посторонних не видать, все свои - из комитетов". Прервем цитату. На руках у хозяйки дома было судебное предписание мирового судьи со знаковой фамилией Чистосердов о выселении из дома всех революционных организаций и проживающих лиц в течение 20 дней. Кроме того, городской прокурор возбудил дознание о расхищении имущества Кшесинской. В качестве одного из ответчиков указывался "кандидат прав Владимир Ульянов (литературный псевдоним - Ленин)". Однако, как писал репортер газеты "Время", "во втором этаже народ оказался серьезный. Приход Кшесинской, судебного следователя, милиции их ничуть не смутил. С неохотой принесли ключи от гардеробной. Кшесинская осмотрела помещение и заявила, что у нее пропали все меховые вещи на сумму 227 тысяч рублей. В шкафах действительно ничего не было, кроме балетных туник. В первом этаже - продолжал репортер - обнаружился солдатский клуб. В большом облицованном мрамором зале каждый вечер ведут свою тлетворную пропаганду большевики. В зале от старой обстановки остались рояль, плюшевые и кожаные стулья, из новой - гипсовый бюст Маркса и портрет Августа Бебеля". Однако, любопытно, индустрия производства гипсовых бюстов вождей мирового пролетариата, оказывается, уже имела место в мае 1917 года.

Судебные приставы попытались оценить масштаб ущерба. Тут надо иметь в виду, что накануне в особняке возник пожар, и возникло подозрение, что новоявленные жильцы устроили сознательный поджог. Впрочем, броневики, так называли солдат упомянутого бронедивизиона, наоборот, считали, что Кшесинская должна быть им благодарна: "Солдаты доказывали, что они предохраняли имущество балерины, выставляя караулы, то есть самим фактом своего присутствия в доме". Что ж, мебель была почти не тронута, фарфор, хрусталь и люстры - на месте. Кроме того, все вещи и предметы были собраны в одной из гостиных, которая превратилась, по словам репортера, в фешенебельный магазин - посуда, серебро, драгоценности. Однако "произвести подробный осмотр и установить, что пропало, нет никакой возможности. Много ящиков заперто, ключей от них нет, а реестр куда-то затерялся. Единственно, что по первому беглому взгляду Кшесинской, многого не достает, а на мебели - следы пребывания посторонних людей".

Действительно, ситуация близкая к анекдотической. Репортер резюмирует: "Поражает бездна всевозможных умывальников, мраморных бассейнов, ванн, диванов для отдыха. Прямо какие-то римские бани. Но бани большевиков не смущают. Из мраморного бассейна они ухитрились сделать "военно-милиционную комиссию", причем заседают в ней исключительно девицы. Заканчивается репортаж язвительной фразой: "Наконец, дом Кшесинской охраняют. Но охраняют не балерину, а большевиков". Время покажет, что большевики так и не съедут из особняка, наоборот, сама Кшесинская в июле 1917 года навсегда покинет Петроград.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация