Авторские материалы Цены на топливо оставят россиян без путешествий?

29 мая 2018, 17:19

Персоны

Рост топливных цен может вызвать резкое подорожание путевок. Круизные операторы первыми заявили о проблемах – заправка лайнеров стала обходиться на треть дороже. Речные маршруты планируется сокращать, цены на оставшиеся билеты – поднимать, зазвучали прогнозы о банкротствах компаний. По мнению аналитиков, проблемы возникнут и у других отраслей: авиатопливо уже устремилось вслед за бензином. По самым смелым прогнозам, что литр бензина при текущей нефти может стоить более 50 рублей. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов продолжит тему.

Если считать в долларах или евро, то в России – слишком дешевый бензин; об этом часто говорят аналитики в своих отчетах, приводя в пример гораздо более высокие цены за рубежом. Под конец мая этот разрыв начал стремительно сокращаться. По неизвестным причинам оптовые продавцы топлива в России начали завышать стоимость поставок, а заправочные станции мгновенно переложили это удорожание на автовладельцев. В Москве в среднем за неделю разные марки топлива в рознице подскочили на 80 – 90 копеек, то есть более чем на 2%.

Но это еще цветочки по сравнению с тем, как подорожали "тяжелые" виды топлива, в частности, мазут и дизель. Операторы речных круизов заявили, что испытали шок: заправка обходится им теперь на 30% дороже, чем неделю назад. Половина круизных путевок на лето уже распродана, брать доплату за них по закону запрещено. Чтобы "отбить" затраты и все-таки отправить людей в путешествие, компании хотят поднять цены на последующие билеты в 2 раза. Схожие проблемы могут скоро возникнуть во всех сегментах внутреннего туризма, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Борзыкин.

БОРЗЫКИН: И авиапутешествия, и автобусные путешествия, и даже просто проживание в отелях – там, где используют энергоносители. Конечно, тарифы на топливо влияют на стоимость путевок. Что касается круизов, определённый рост цен возможен, но даже не на 30%: значительно меньше, как и в авиаперевозках.

Если верить заявлениям круизных операторов, картина рисуется мрачная: туристическая отрасль придет в упадок, волжские города начнут страдать от безработицы, в прибрежных поселках исчезнут народные ремесла, а сами туркомпании станут банкротами. Все эти предсказания они разослали в Госдуму, Минтранс и прочие ведомства, требуя разобраться в причинах повышения цен на топливо.

Впрочем, туркомпании – сторона заинтересованная; независимые эксперты говорят, что реальная ситуация менее драматичная. Например, мазут дорожает, опережая бензин, на 5%, но он изначально был гораздо дешевле других видов топлива. По мнению части экспертов, цены на перевозку и отели сейчас в большей мере реагируют на высокий сезон, хорошую погоду и приток иностранных туристов, а не на котировки бензина, солярки и мазута. Сразу несколько причин наложились друг на друга, что и сказалось на ценах на билеты – и на железной дороге, и на воде, и в воздухе, отмечает директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.

РАЗУВАЕВ: С моей точки зрения, здесь не только фактор топлива, но и фактор чемпионата мира по футболу. Будет очень много болельщиков, они "оккупируют" все, ожидается 600 000 человек, соответственно, внутренний туризм будет не так комфортен, поскольку здесь будет много дополнительных туристов. Исходя из того расклада, скорее всего, некоторым россиянам этим летом придется остаться дома.

Самые отчаянные аналитики пишут, что резкое подорожание топлива еще не проявило себя в полной мере; справедливая расчетная цена бензина – на 8, а то и 10 рублей выше, чем сейчас, то есть литр должен стоить за 50 рублей. Именно такие были бы цены на заправках, если бы их не сдерживала антимонопольная служба. Как поясняют профильные эксперты, нынешнее подорожание – это своеобразная компенсация нефтяникам за месяцы и даже годы вынужденной продажи бензина, солярки и керосина на внутреннем рынке по сниженным ценам за рубли вместо экспорта за рубеж в валюте. Государство жестко регулирует этот сектор, сдерживая цены и потоки топлива за рубеж, но периодически позволяет проводить ребалансировку, если видит, что производители начинают уходить в убытки. Накопленный эффект вырвался наружу, как это случалось и в прежние годы, и с этим ничего нельзя поделать, заключает аналитик Tompson-Reuters Марина Ковалева.

КОВАЛЁВА: Розничные цены на изменение оптовых реагируют небыстро. У нас с вами с начала года розничные цены выросли не так значительно, как оптовые. Сейчас просто розница догоняет тот рост внутри отрасли, который мы наблюдали в апреле-мае. Какой именно рост мог бы быть, я сказать не могу, но это – обычная практика, цены для потребителей отстают от оптовых; так у нас было всегда.

Аналитики уверены, что, как обычно, ФАС не даст топливу подорожать слишком сильно. Плюс ожидается поддержка со стороны правительства – там уже заявили, что сократят размер акциза к началу июля. Кстати, эта мера может стать самым мощным стимулом для коррекции цен на бензин, солярку, мазут и керосин, поскольку сейчас почти 2/3 конечной стоимости топлива – это, по сути, фиксированный налог в пользу государства. Акциз считается не в процентах, а в рублях, поэтому при дешевой нефти был почти незаметен в ценах на заправках. Сейчас, после удорожания барреля на мировых рынках, он стал очень явно прибавлять к конечной стоимости литра.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация