Авторские материалы Что подозрительно, то в блок: как банки защитят клиентов от хищений

5 июня 2018, 21:39

Персоны

Банки смогут на два дня блокировать карты и электронные переводы, если у них возникнут подозрения о хищении денег клиентов. Соответствующий закон сегодня приняла Госдума. За 48 часов банки должны связаться с клиентом и выяснить, действительно ли он совершал данную операцию. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Новый закон описывает процедуру, как должны действовать банки, если есть подозрение, что злоумышленники пытаются похитить деньги клиента. В этом случае банк имеет право блокировать кредитные карты и электронные переводы на срок до двух рабочих дней и связаться с клиентом. Если выяснится, что человек действительно совершил покупку или перевод денег, данная операция должна выполняться незамедлительно. А вот если клиент не выходит на связь, то банк может ждать 48 часов, и только потом осуществить транзакцию.

Перечень основных признаков совершения перевода без согласия плательщика должен устанавливается банками по методике ЦБ. Ее еще предстоит утвердить. По словам гендиректора компании Zecurion Алексея Раевского, поводов для сомнения у банков может быть очень много.

РАЕВСКИЙ: Все эти признаки индивидуальны для каждого конкретного клиента. Это может быть страна, из которой совершается операция. Например, клиент все время находился в одной стране, а потом вдруг у него произошла операция из другой страны – это может быть подозрительным – сумма или назначения платежа. Вообще, в банках эти задачи решают специальные программные комплексы с элементами искусственного интеллекта. Там определяется, насколько операция выбивается из обычного ряда, и насколько она подозрительна.

Принятие закона о временной блокировке карт не приведет к тому, что банки будут злоупотреблять своим правом и что они начнут звонить клиентам после каждой операции, убежден гендиректор "Национальной системы платежных карт" Владимир Комлев. Как правило, это касается исключительных случаев, когда признаки хищения налицо.

КОМЛЕВ: Эти системы мониторинга сегодня работают достаточно эффективно. Они очень хорошо могут вычислять случаи потенциального мошенничества. Я думаю, что банки без серьезного повода к подтверждению идентичности клиента, совершающего операцию, обращаться не будут. Вопрос в том, что есть некие пограничные случаи, когда нет 100% уверенности, есть 98%, и нужно убедится до конца прежде, чем эту операцию приостановить.

Закон лишь легализует уже существующую практику банков приостанавливать операции в том случае, если они носят подозрительный характер. Но теперь у клиентов не будет повода жаловаться в спорных ситуациях, отмечает Алексей Раевский.

РАЕВСКИЙ: Сейчас банки совершенно спокойно блокируют операции в случае их подозрительности, и бывает, что даже перезванивают клиенту и спрашивают, действительно ли он выполняет эту операцию. Но бывают претензии. Если, к примеру, банк не дозвонился клиенту, а операцию заблокировал, а это что-то важное, то, возможно, у клиента будут претензии. А когда все это закреплено законодательно, то и вопросов нет.

По оценкам ЦБ, ежегодно в России совершается около трехсот тысяч несанкционированных операций с банковскими картами. Речь идет среди прочего и о хищениях. Сумма – более миллиарда рублей.

Добавлю, что закон касается не только физических лиц, но и юридических. Их банковские операции также могут быть приостановлены в случае серьезных подозрений на воровство денег со счетов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация