Уроки истории «Задача осведомления и оповещения стоит особенно остро»: миссия агипоездов

26 апреля 2019, 06:43

Персоны

В этот день 100 лет назад – 26 апреля 1919 года – Михаил Иванович Калинин, председатель ВЦИК, отправился в поездку по прифронтовым районам с агитационно-инструкторским поездом «Октябрьская революция». Это была отнюдь не единичная акция. Агитационно-инструкторские поезда и пароходы – такая форма мобильной политико-воспитательной работы сложилась еще в конце 18 года. Первым таким специализированным проектом стала организация военно-подвижного фронтового литературного поезда имени Ленина. Он был отправлен из Москвы в направлении Казани в августе 18-го. Зимой 18-19 годов этот состав курсировал в районах, приграничных с Украиной, Белоруссией и Литвой. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

«Мы знаем», – говорил Ленин в своем выступлении 30 марта 19 года, – «что в настоящий момент задача осведомления и оповещения стоит особенно остро. Мы знаем, что при ослабленности транспорта, при существовании Гражданской войны, которая ставит иногда не только отдельные губернии, но и целые области в слабую связь с центром, мы знаем, что при этих условиях задача осведомления и оповещения требует особого внимания».

Итак, задача агитпоездов – не только в культурном просвещении масс, оторванных от центра, и не в ознакомлении провинции с творческими литературными достижениями революционных поэтов и писателей. Речь о разъяснении политики партии на местах, о проверке и контроле реализации этой политики на практике. И понятно, что в условиях, мягко говоря, слабой связи с центром ставка на прямое участие в этих поездках первых лиц советского государства была совершенно очевидна.

Еще предшественник Калинина на посту председателя ВЦИК – Яков Свердлов – утвердил состав особой комиссии для организации и руководства агитпоездами. Во главе ее был поставлен старый большевик Яков Буров. Вслед за агитпоездом имени Ленина появились другие – упомянутый «Октябрьская революция», «Красный казак», «Красный Восток», «Советский Кавказ», «Красная звезда». В поездках этих агитпоездов принимали участие Крупская, Молотов, нарком просвещения Луначарский, нарком здравоохранения Семашко, представители ЧК, казачьего отдела ВЦИК. Как мы уже сказали, это были инспекционные поездки – для проверки ситуации, приема жалоб, уточнения, а порой – и отмены решений, принятых на местном уровне. Отсюда, кстати, и высокий статус агитаторов.

Так, полномочия председателя ВЦИК Калинина были очевидны. А Ленин придавал им особое значение. Он даже составил для Калинина специальную инструкцию – «Наброски к плану спешных мер в борьбе за середняка»: «Проверка и, если необходимо, отмена принудительных мер по вступлению в коммуны. Проверка продовольственных мероприятий в таком направлении, чтобы с середняка ослабить реквизиции, взыскания и прочее. Проведение амнистии».

Прервем цитату. Еще один, любопытный пункт плана – признание кулака. Эти слова были взяты в кавычки – видимо, имелась в виду необходимость дискуссии, спора с зажиточным крестьянством, возможность компромисса. То же самое – и последний пункт плана: «Кустари и ремесленники признаются». А ведь это – тоже мелкие частные собственники и, с точки зрения военного коммунизма, элемент, подлежавший ликвидации.

Всего за год агитпоезд «Октябрьская революция» совершил 12, можно сказать, экспедиций в глубинку. Смысл их, повторим, заключался в попытке исправить перегибы политики военного коммунизма – продразверстки, конфискации продовольствия. Они привели к тому, что весной 1919 года крестьянская масса – то бишь середняки – повсеместно отшатнулась от советской власти.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация