Обрати внимание Виртуальное мошенничество с банковскими картами

31 марта 2020, 06:25

Программу ведет Дмитрий Желобков.

Банк России опубликовал исследование, согласно которому с банковских пластиковых карт мошенники за 2019 год увели 6,5 млрд рублей. Возместить из этого объёма банка удалось лишь 15 процентов.

За 2019 год в России зарегистрировано более 10 тысяч случаев виртуального мошенничества с банковскими картами. Проще говоря, ежедневно в стране происходит 164 целенаправленные попытки кражи денег с банковских карт. Это на 400 процентов больше, чем в 2018 году. Обманщики научились звонить своим жертвам с банковских телефонов, имитируя даже знакомые голоса операторов.

Рассказывает известный ведущий и шоумен Павел Мавриди...

Павел Мавриди: Всё случилось на сервисе "Альфа-банка". С этим банком я уже вместе 12 лет, и у меня к нему была максимальная степень доверия. Был обычный понедельник, съёмочный день, запара, со съёмки на съёмку, и где-то в 18.30 мне позвонили с телефона "Альфа-банка". А до этого я с банкомате "Альфа-банка" снял 78 тысяч рублей. Через час мне звонок: "Здравствуйте, Павел. Вас беспокоит "Альфа-банк". Она представилась. "Час назад вы снимали сумму?". Я говорю, что да, снимал, а что случилось. Некие мошенники воспользовались вашими картами в Саратовской области, назвала мне какие-то три фамилии, они перевели с ваших карт деньги в "Эльдорадо". Я говорю, как такое возможно. Она спрашивает, а кто-то стоял рядом с вами у банкомата? Я говорю, что нет. Не стоял никто. Я ей говорю, что мне очень часто звонят мошенники. Она говорит, что она ничего от меня не требует, даже CVC-код. Думаю, действительно, звонок с номера "Альфа-банка", сообщение приходит в мобильное приложение, и что это колл-центр, и она общается, как всегда общаются в "Альфа-банке", даже музыка была "Альфа-банка". И сейчас, говорит, нужно будет сделать отзыв транзакций, будут приходить сообщения в мобильное приложение, и вы делаете отзыв, называя пришедший код. Так я сделал отзыв 11 транзакций, и таким образом потерял почти 500 тысяч рублей. Они ушли у меня с карты за 20 минут. И как я понял, что это мошенники? Она говорит, а есть ли у меня другие карты, у нас единая банковская система. Да, есть, отвечаю, карта "Промсвязьбанка". Она говорит, что ею тоже мошенники воспользовались.

А я вижу, что у меня в личном кабинете "Альфа-банка" деньги уменьшаются. Я ей говорю, что у меня на счёте деньги уменьшаются. Она говорит, чтобы я не переживал, система не быстро обновляется. Думаю, действительно не быстро. Я, говорит, потом вышлю вам логин и пароль от вашего личного кабинета, вы их введёте, перезагрузите, и всё будет на месте. Нет, говорю, вы мне сейчас вышлите логин и пароль "Альфа-банка", чтобы я удостоверился, что деньги на месте, а потом мы уже будем с "Промсвязьбанком" вопросы решать.

После коротких пререканий звонившая повесила трубку, а сообразивший, что к чему, клиент банка помчался на машине к ближайшему офису. Конечно, а куда же ещё. Ведь все эти рекламные "С нами удобно" и "Вот это я понимаю" навевали надежду, если не на моментальное спасение денег, то хотя бы на понимание и участие.

Павел Мавриди: Буквально через три минуты после всего случившегося я пришёл в офис "Альфа-банка" и говорю, что так вот и так, только что мошенники сняли с моей карты почти 500 тысяч рублей, а они говорят: звоните в банк, пишите служебную записку. Я написал служебную записку, работник банка разъяснила мне, как подать электронную претензию. Я сделал эту электронную претензию и сразу же задал вопрос: можно ли сделать отзыв и заморозить транзакции. Сказали, что сделать это невозможно, потому что я сам мошенникам говорил коды, и что всё бесполезно. И вот так ты остаёшься вообще один на один со своей проблемой. Мою претензию "Альфа-банк" на утро отклонил. Я на следующий день прихожу в офис банка в Митино. На меня смотрят там уже как на кусок дерьма. Вся "дружественная" атмосфера куда-то пропала. Дайте мне бланки, говорю, чтобы написать ещё бумажную претензию. А мне отвечают с гонором, что мне уже отказали. Это ужасно! Потому я пошёл в полицию, написал там заявление. Там, как мне сказали, завели уголовное дело. Сейчас я нанял адвоката, посмотрим, что будет дальше.

Что делать в подобных ситуациях? Комментирует ситуацию президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Гарегин Тосунян: Отдавать виртуальные ключи и совершать операции, не понимая смысла этих операций, в принципе недопустимо. Здесь самый простой здравый смысл – главный барьер на пути мошенников.

Если вам позвонили и сослались на банк, скажите: "Хорошо. Назовите вашу фамилию, имя, телефон, я сейчас перезвоню". Никогда на такие звонки не реагируйте. Вы всегда должны проверить канал связи, потому что при современных возможностях, все эти формы мошенничества основаны как раз на том, чтобы вы не могли идентифицировать, кто находится на той стороне. Когда у вас есть номер телефона и имя сотрудника, у вас уже появляется возможность проверить. Хотя это тоже не 100-процентная гарантия. Даже после этого вы не должны давать ни одному сотруднику банка никакие коды.

А почему сотрудники банка не отследили 11 транзакций с одного и того же банкомата на сумму в полмиллиона рублей?

Гарегин Тосунян: А вот это предмет судебного спора с банком. Действительно, у банка должна быть включена защита по 115-му ФЗ о подозрительных операциях, когда начинается съём с банкомата такой суммы денег. На это требуется какой-то время, и тут должна быть реакция со стороны банка. Безусловно, эта претензия вполне законна. Здесь и мы будем на вашей стороне, когда будет обсуждаться этот вопрос.

Итак, ни при каких условиях не начинаем совершать никаких операций по карте до тех пор, пока сами не перезвоним в банк и не убедимся, что имеем дело именно с банком. Лучше перезванивать не на тот номер, с которого вам звонят, а на тот, что указан на официальном сайте банка.

Обрати внимание. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация