Музыка. События "Дон Кихот". Яркая смесь комического и трогательного

24 мая 2021, 22:33

Персоны

Если на афише музыкального театра написано "Дон Кихот", зритель в первую очередь думает о знаменитом балете Минкуса. Но есть и другой – куда менее известный – оперный шедевр Жюля Массне, который тяжело больной композитор писал в 1909 –1910 годах специально для Федора Шаляпина. Да, этот "Дон Кихот" – редкое название в репертуаре, особенно в России: до недавних пор шел только в Мариинском театре (постановка Яниса Коккоса, 2012). Но на самом деле опера ничуть не менее привлекательна для зрителя, чем более раскрученные партитуры Массне ̶ "Вертер", "Манон" и "Таис", а ария Дон Кихота "Когда появляются звезды" ̶ настоящий хит. И в Уфе, где начинал карьеру Федор Шаляпин, просто не могли не поставить эту оперу, столь важную в послужном списке великого певца. Нынешняя премьера ̶ режиссерский дебют художественного руководителя театра Аскара Абдразакова, он же выступил в заглавной роли. Ольга Русанова побывала на премьере.

О роли Дон Кихота иной оперный бас может мечтать всю жизнь, а вот Аскару Абдразакову довелось примерять доспехи Дон Кихота неоднократно – на Мариинской сцене. Чувствовалось, сколь досконально он знает партитуру и либретто.

Идея постановки оперы "Дон Кихот" возникла у него давно, ещё со времени концерта в Петербургской филармонии, когда он исполнил "Три песни Дон Кихота к Дульсинее" Равеля, "Песни Дон Кихота" Ибера и, конечно же, фрагменты из оперы Массне. Тут для Аскара Абдразакова особенно важны шаляпинские традиции в интерпретации образа. Ведь Федор Иванович любил эту роль, кропотливо лепил ее, описывая процесс в своей книге "Маска и душа"...

"Ясно, что во внешности Дон Кихота должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного".

У Абдразакова образ получился именно: это и большой наивный ребенок, и влюбленный романтик и рыцарь – герой, который ̶ подобно Христу ̶ бескорыстно несет людям добро и свет. Ну и чисто внешне Дон Кихот Абдразакова близок историческому образу, в котором, как писал Шаляпин, есть и "остроконечная бородка, и фантастический хохолок, и слабые, тонкие, длинные ноги, и, наконец, смешной ус".

Массне назвал оперу "героической комедией", в спектакле много смешных сцен, связанных прежде всего с Санчо Пансой (это отличная работа ̶ актерская и вокальная ̶ Владимира Копытова). Невысокого роста коренастый артист внешне идеально «попадает» в своего героя, работая на контрасте с высоким стройным Аскаром Абдразаковым. Надо видеть, с какой плутовской хитринкой вещает Санчо о женщинах: "Мы для этих кошек мышки", – восклицает Санчо, искренне недоумевая, как его хозяин может влюбиться в Дульсинею (в ее роли приглашенная солистка Большого театра Елена Максимова, и это, несомненно, ее удача).

И все же – комедия ли это? Если и да, то серьезная. Искупительная смерть Дон Кихота в финале вызывает слезы. Трагическая развязка трогает душу даже такого циника, как Санчо, который вдруг понимает, что его хозяин не смешной и нелепый, а добрый, честный и мудрый. Это же чувствует и Дульсинея…

Фото Ольги Русановой

Несмотря на два антракта, что всегда рискованно для постановщиков – нет-нет, да и заспешит кто-то из зрителей домой, тут публика в полном составе сидела до конца. В этом очевидная заслуга всей постановочной бригады: прежде всего дирижера Артема Макарова, который уверенно вел за собой оркестр и хор (хормейстер Александр Алексеев).

В ярком и роскошном оформлении узнаваем почерк главного художника театра Ивана Складчикова. Исторические костюмы, с которыми он так любит работать (в данном случае – в стиле маньеризма ХVI века), броские красочные декорации массовых сцен и приглушенные, «ночные» тона в лирических эпизодах: именно в них особенно интересна световая партитура Ирины Вторниковой.

"Кто для вас Дон Кихот?" ̶ вопрос, который задали постановщикам авторы буклета. ̶ "Романтик", ̶ почти единодушно отвечали они и создали по-настоящему романтический спектакль.

Ну, а разве не романтик сам Аскар Абдразаков?! На поклонах он прямо на сцене встал на одно колено перед мамой, которая сидела в ложе, ̶ и подарил ей букет цветов. Ну а саму премьеру посвятил их с братом, тоже выдающимся басом Ильдаром, педагогу ̶ Миляуше Муртазиной, которая в эти дни отмечает 95-летие...

­Запись эфира "Радио России"

Музыка. События. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация