Авторские материалы В продаже отказать! Касса "забракует" просроченную молочку

24 апреля 2024, 13:40

Персоны

С 1 мая во всех крупных торговых сетях купить просроченные молочные продукты будет невозможно технически. Кассы будут сами блокировать продажу товаров с истекшим сроком годности или непригодную в пищу по другим причинам. С прошлого года это новшество опробовали в нескольких регионах и эксперимент оправдал себя. Как будет выглядеть на практике такая процедура и не скажется ли внедрение этой системы на цене продуктов – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Товар в магазине есть, но купить его нельзя. Разве такое возможно? Да, если продукт не пригоден для употребления, а это пропустили сотрудники магазина и не заметил покупатель. Тогда касса скажет свое веское слово и откажет в продаже. С 1 мая такой отбор будет во всех крупных розничных сетях. По решению правительства в магазинах поэтапно вводится механизм, при котором отпустить нелегальный, испорченный или просроченный товар невозможно – рассказывает замдиректора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов.

ЮСУПОВ: Например, у пакета молока истек срок годности, или не хватает разрешительной документации, сертификатов, деклараций безопасности, или что-то не так с ветеринарными сопроводительными документами. Касса сама заблокирует продажу или на кассе самообслуживания, или где кассир работает. Человек просто не сможет купить эту продукцию, она будет убрана из магазина.

Как это выглядит на практике? Касса самообслуживания начинает пищать и загорается табло: "Вызов консультанта". На обычной кассе после сканирования штрих-кода кассиру будет дан сигнал о невозможности продажи.

Впрочем, покупатель сможет и до прихода на кассу обнаружить, что с товаром что-то не так, не вчитываясь в надписи мелким шрифтом на упаковке – с помощью приложения "Честный знак" прямо в торговом зале – рассказывает Реваз Юсупов.

ЮСУПОВ: Находя что-то на полке, человек прямо там может открыть приложение "Честный знак", навести камеру смартфона на код маркировки и приложение сообщит всю информацию о товаре, если что-то не так, это будет красная плашка. И сообщение, что мы не можем гарантировать качество или что товар не может находиться в продаже.

Такой "разрешительный" режим уже действует для табака, разливного пива и других разливных слабоалкогольных напитков.

Некоторые сетевые магазины уже используют эту систему и для молочки. Новшество экспериментально тестировали еще в прошлом году в более чем 30 федеральных торговых сетях.

Как к этому отнеслись в самих магазинах? В целом положительно – меньше нареканий и возврата. Единственное – пока непонятно, куда складывать все товары, которые "забракует" касса – говорит вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Кузнецов.

КУЗНЕЦОВ: Есть нюансы. Вдруг гипотетически будет обнаруживаться такой товар, его нужно будет складировать на кассе, возникают допиздержки. Но я не ожидаю такого товара много, а если и будет, но незначительное число.

Но не переложат ли издержки по внедрению новой системы на плечи, а точнее, кошельки покупателей? Это исключено – уверяют эксперты рынка. Потому что затрат минимум – придется лишь обновить на кассе программное обеспечение и проинструктировать кассиров. А что касается утилизации продукции, которой отказано в продаже, так ее и раньше утилизировали – поясняет Сергей Кузнецов.

КУЗНЕЦОВ: Ретейлеры и так утилизируют просроченный товар. А процент, который может потенциально обнаруживаться на кассах, он крайне незначителен, поэтому никакого серьезного влияния на издержки это не должно оказывать.

Что характерно: новая система может работать только с товарами, у которых есть маркировка. Сейчас это табак, пиво, молочная продукция, вода, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи, безалкогольные напитки, медицинские изделия. Так что впоследствии "умный" режим продажи будет внедряться поэтапно и для этих категорий товаров.

С 1 апреля такая система начала работать для табака, разливного пива, и слабоалкогольных напитков из кегов. С 1 мая в систему вошли вода в бутылках и молочная продукция в крупных торговых сетях, у которых более 50 магазинов. С 1 сентября непригодную воду и молочку будут блокировать на кассе во всех магазинах (не только крупных сетевых). А с 1 ноября новшество коснется пива и слабоалкогольных напитков в любых упаковках.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация