Традиции Правильное и неправильное кино

18 мая 2024, 01:15

Персоны

Что у нас происходит с "правильным кино"? Ведь жизненно необходимые изменения в этой сфере уже давно назрели. Как вообще судить, какое кино правильное, какое нет? И нет ли в этой трактовке ограничения свободы художника? Об этом Сергей Михеев беседует с Николаем Бурляевым.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", в студии – Сергей Михеев.

И у нас сегодня в гостях Николай Петрович Бурляев – первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества и вопросов общественных и религиозных объединений, председатель Комиссии парламентского собрания по культуре, науке и образованию и председатель Всероссийской общественной организации "Культурный фронт России". А также (для меня, так сказать, в первую очередь) – народный артист России. Николай Петрович, я вас приветствую.

БУРЛЯЕВ: И я вас приветствую. Здравствуйте, Сергей.

МИХЕЕВ: Николай Петрович, времена у нас меняются от непростых к сложным и от сложных к еще более сложным. Но, тем не менее, по идее, это открывает определенные возможности для каких-то изменений в сфере культуры, образования (о чем мы с вами тоже не раз говорили), но и в том числе в сфере кино. На ваш взгляд, происходят ли эти изменения, которые, по-моему, просто жизненно необходимы для дальнейшего развития России? Я вот знаю, что вы были как раз председателем экспертного совета 3-го Международного фестиваля правильного кино. То есть правильное кино-то все-таки есть, что-то происходит? Если можно, давайте с этого начнем.

БУРЛЯЕВ: Вы правы, времена меняются. Россия на пути к духовному возрождению, иного пути у нас и нет перед всем миром. Что такое правильное кино? Такая постановка вопроса, может быть, кого-то настораживает: раз правильное кино, значит, есть и неправильное кино. И это правда, оно есть. Оно было более 40 лет, когда мы начали так называемую перестройку, когда государство устранилось от какого бы то ни было влияния на нашу культуру и запретило чиновникам Минкультуры и вообще всем как бы то ни было регулировать вопросы культуры в нашей стране.

Ну, я занимался правильным кино (нет, я всю жизнь им пытался заниматься), а практически с 1992 года, когда создал кинофорум "Золотой витязь", и провозгласил такой девиз: "За нравственные идеалы, за возвышение души человека". Не модный тогда девиз, как вы понимаете, и на меня смотрели с удивлением даже те, кто хотел бы пойти этим путем. Но мы были единственным кинофестивалем правильного кино. Потом под нашим крылом стали создаваться кинофестивали, идущие за нами. Это и "Радонеж", это и "Лучезарный ангел", это и "Вечевой колокол" в Краснодаре, и многие другие. И вот сейчас мы провели фестиваль уже под этим названием – "Фестиваль правильного кино" на Поклонной горе. Наши кинофестивали отобрали из сотен фильмов 33 фильма всех номинаций. И когда мне предложили возглавить жюри, я обычно отказываюсь идти в жюри, ни председателем, ни членом жюри... Но здесь я счёл нужным, что я должен это сделать. И вот мы посмотрели это кино. И вы знаете, ощущение какой-то надежды, оно укрепилось, поскольку по всем номинациям мы видели фильмы (будь то художественные, причем, разных стран – и православных, и не православных), мы увидели попытку приближения к самым важным темам современности, социально ориентированные, ориентированные духовно. И причем это касалось всех номинаций, как я говорил, вплоть до анимационного кино, которое до сих пор оставляло желать лучшего. Поскольку то, что я видел эти 40 лет, это практически вырождение нашей классической анимации, это какое-то приближение к кунсткамере образов, отвратительных, какие-то монстры, в общем, что-то непотребное. А сейчас уже люди задумываются о серьезных нравственных установках и в анимации. Так что укрепляется надежда...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация