В Мастерской Петра Фоменко появилась "Мамаша Кураж"

19 мая 2016 11:28
Знаменитую пьесу Брехта о маркитантке Анне Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж играют на недавно отремонтированной Старой сцене. Впервые обратиться к эпическому театру «фоменкам» предложил режиссёр Кирилл Вытоптов. Он признаётся, что с его стороны это было провокацией. Но актёры труппы вызов приняли.

В Мастерской Петра Фоменко - премьера. Спектакль «Мамаша Кураж и её дети» поставлен в рамках проекта «Пробы и ошибки», где свои силы проверяет молодое поколение театра. Партнёр Мастерской Петра Фоменко - Банк ВТБ.

Знаменитую пьесу Брехта о маркитантке Анне Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж играют на недавно отремонтированной Старой сцене. Впервые обратиться к эпическому театру «фоменкам» предложил режиссёр Кирилл Вытоптов. Он признаётся, что с его стороны это было провокацией. Но актёры труппы вызов приняли.
Для Мастерской Петра Фоменко нынешний Брехт – первый в истории. Эпический брехтовский театр еще не разу не вторгался в стены этого театра. Для нового опыта из «Современника» пригласили молодого режиссера Кирилла Вытоптова. И под девизом нынешнего сезона «Театр под микроскопом» ринулись в очередной эксперимент.

«Я Брехта мало как-то знал, читать, читал, но трудно понимал, как это можно на сцене сделать», - признается актер Владимир Топцов.

Задействовав в спектакле разные поколения актеров, на главную роль – Кураж – Вытоптов выбрал Полину Кутепову, вряд ли когда представлявшую себя в этом образе. Больше всего режиссера в этой работе интересовало, как простой человек, не желающий отсиживаться и ждать у моря погоды, способен приспосабливаться к войне. Война здесь – образ собирательный. Это некий абсурд жизни, с которым можно столкнуться и в мирное время.

«Брехт такой, мне кажется, человек, который близок к форме и далек от сентиментальности, поэтому важно было понять, как сохранить какие-то человеческие моменты – любовь, переживания, боль. Но как это не сделать сопливым», - говорит режиссер Кирилл Вытоптов.

«Хочешь завтракать с чертом, готовь длинную ложку» – эта пословица стала для Брехта смыслообразующим эпиграфом к «Мамаше Кураж». Он писал о неизбежности расплаты за общение с такой слепой и страшной стихией как война. Брехт сочинял пьесу-предупреждение, но «писатели не могут работать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: чтобы сочинять, надо думать», писал драматург. «Мамаша Кураж и ее дети» опоздали: пьеса была закончена в 1939-м, когда Вторая мировая война уже началась. Впрочем, и позже пьеса не смогла предотвратить войны.

«Страшно, конечно. Я сам прошел войну, мне было 7 лет, когда мы с мамочкой бежали, с папой и сестрой. Я знаю все, что это такое – сумки, как продавать мандарины, перекидывать их через клетку на границе, чтобы продать, чтобы дети пошли в школу. Я все это знаю. Моя мама, может быть, была в какой-то момент Мамашей Кураж», - рассказывает актер Амбарцум Кабанян.

В спектакле Вытоптова Кураж – не маркитантка, которая бредет со своей повозкой за линией фронта, торгуя сапогами, водкой и патронами. Она ведет оседлый образ жизни, имеет свой дом. Это вовсе не мешает войне шаг за шагом отбирать у нее все, что ей дорого: двоих сыновей, честь дочери, шанс на собственное счастье.

Ставить Брехта о здесь и сейчас, к сожалению, вовсе не сложно. Известная фраза «Войною думаешь прожить – за это надобно платить» актуальности не теряет. И война, по Брехту, не прекращается никогда.

Новости культуры