Прошла премьера фильма «Небо измеряется милями», посвященного авиаконструктору Михаилу Милю
Выдающийся авиаконструктор Михаил Миль был убежден в том, что давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете. А страна наша, говорил он, словно специально спроектирована для вертолетов. Михаил Леонтьевич создал целую отрасль — вертолётостроительную и самый массовый вертолет в истории Ми-8 (по крайней мере очень многие так считают). В конце ноября отмечалось 110-летие со дня рождения Михаила Миля. Так что очень своевременной можно считать прошедшую на этой неделе премьеру фильма «Небо измеряется милями».
От экспериментов с первым автожиром — до триумфального успеха в Ле Бурже в 65-ом, где были представлены три советских вертолета — Ми-6, Ми-8 и Ми-10. Пятьдесят лет жизни авиаконструктора.
В фильме-биографии Михаил Миль в четырех возрастах, его играют три актера. Евгений Стычкин — в главной роли.
«Помимо того, что он был блистательным инженером — это понятно, но он был каким-то светлейшим, интеллигентным, прекрасным человеком. Поэтому особенно трудно и ответственно было дотянуться», — признался актер Евгений Стычкин.
В 20-х в СССР — повальное увлечение авиацией. 12-летний Михаил Миль сделал модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. Это как точка отсчета в его карьере авиаконструктора. Иркутск, где Миль родился, Новочеркасск, где учился, Ростов, аэродромы в Подмосковье. География съемок обширна.
«Мы снимали в таких местах, где еще вообще никто не снимал. Это секретные достаточно объекты. ЦАГИ, например, аэротруба — огромный объект такой. Консультанты были очень толковые — вплоть до того, что по движениям, как вертолет летает, как он падает, как он разбивается, например, какие там чертежи», — рассказал режиссёр Константин Буслов.
Первый показ фильма — в компании «Вертолеты России». В 1947 году генеральным конструктором Михаилом Милем здесь был основан Московский вертолетный завод. Здесь было придумано, спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолетов. Из них более 200 модификаций было выпущено.
Все эти машины когда-то летали. Теперь — музейные экспонаты. В фильме они оживают. Даже вот этот — самый тяжелый в мире транспортный вертолет Ми-12 — взлетит! Для этого провели сферическое фотографирование, создали трехмерную модель вертолета, анимировали ее и вписали в уже отснятое пространство.
«Работающие двигатели имеют выхлоп (это тоже все создается на компьютере), вот этот выхлоп и называется симуляция частиц. В данном случае это симуляция дыма. И также вы можете видеть искажения горячего воздуха под двигателем — это называется эффект хит хейс. Это характерно для тех дисторсий воздуха, которые от работающего двигателя возникают», — поделился продюсер визуальных эффектов Павел Семерджян.
Последние штрихи — цветокоррекция. Чтоб зритель легко ориентировался в разных десятилетиях добавляют «цвет» эпохи, ориентируясь на кинохронику. Достоверность для создателей фильма — прежде всего. Среди первых зрителей — коллеги и родственники Михаила Миля, по воспоминаниям которых и создавался портрет авиаконструктора.
«Он был очень добр к людям. И тут противоречие. Добрый человек и во главе коллектива. И вот когда дело касалось действительно дела, то Миль был очень твердым», — вспоминает Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Гурген Карапетян.
Юлия Струкова