Ким Ки Дук: я доволен, как сложилась моя жизнь
Для Западного мира Ким Ки Дук в буквальном смысле открыл Южную Корею своими фильмами. Лейтмотив его картин – хитросплетение величия и порока в человеческой натуре, при неизменной красоте кадра, поскольку в кино Ким Ки Дук пришел из живописи.
"Вы представляете себе, какой у нас прекрасный фестиваль, если в конце председатель жюри поет", – говорил режиссер Никита Михалков.
Это было в апреле 2019 года, а этой осенью, буквально за два месяца до внезапной кончины, Ким Ки Дук вновь был на Московском международном кинофестивале, но уже не в качестве председателя жюри, а конкурсанта со своей последней картиной "Растворяться", снятой в Казахстане на русском языке.
Последний раз коллеги и знакомые разговаривали с режиссером в конце прошлой недели, когда он из Санкт-Петербурга через Эстонию прибыл в Латвию. Говорят, собирался купить дом в Юрмале. С 5 декабря он перестал выходить на связь, и только сегодня ночью выяснилось, все это время он лежал в рижской больнице с диагнозом коронавирус. Раньше найти его не могли, потому что в Латвии не раскрывают личные данные пациентов.
"Очень печально. Очень печальная весть пришла о кончине замечательного режиссера Ким Ки Дука. Я имел счастье быть с ним знакомым. Это удивительно цельный, удивительно трогательный и самостоятельный в своем творчестве человек", – отметил народный артист РСФСР, президент Московского международного кинофестиваля Никита Михалков.
Ким Ки Дук никогда не боялся экспериментировать и постоянно был в поиске с тех пор, как подростком бросил деревенскую школу. До своего режиссерского дебюта в 1996 он был чернорабочим, отслужил в десантных войсках, изучал живопись в Париже и только к 36 годам пришел к кинематографу.
"Бедность, тяжелый труд с 15 лет, служба на флоте в возрасте 20 лет, решение уехать во Францию в 30 лет и жить как кочевник, весь этот опыт дал мне возможность познакомиться с разными людьми и получить бесценный материал для создания моих фильмов. В этом смысле я доволен, как сложилась моя жизнь", – говорил Ким Ки Дук.
Мировая слава началась с фильма "Остров" – шокирующие сцены насилия во время показа на Венецианском кинофестивале сочетались с сентиментальностью и глубоким психологизмом.
В своих исследованиях человеческой натуры для него не было никаких запретов. В интервью он постоянного говорил, что всегда оставался предельно честным перед самим собой и требовал того же от актеров.
Его фильмы никогда не пользовались коммерческим успехом, но в жанре артхаусного кино Ким Ки Дук прочно занял свое место. В начале нулевых в Москве на его фильмы выстраивались очереди. После философской притчи "Весна, лето, осень, зима и снова весна" 2003 года – о вечной и обреченной борьбе человека с самим собой – его стали называть самым ярким режиссером корейского кино, хотя в самой Корее это мнение не разделяли. Даже когда в 2012 он получил в Венеции "Золотого льва" за фильм "Пьета", в котором режиссер со свойственной прямотой раскрывает природу жестокости и насилия в современном мире.
"Есть что-то символическое в том, что он своей преждевременной кончиной, в общем в разгаре творческих сил, подтвердил свою репутацию как крупнейшего художника современности, и я думаю, что его фильмы в дальнейшем будут изучаться не только историками кино, киноведами, но и будут с интересом рассматриваться и смотреться на экранах, как маленьких, так и больших, новыми поколениями зрителей", – сказал президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.
За четверть века он снял более 20 фильмов. Признанный во всем мире, но так до конца и не принятый у себя на родине, Ким Ки Дук свою следующую картину собирался снимать в России на русском языке.