90-летие Михаила Горбачева

Киселев проанализировал случившееся с Горбачевым

07 марта 2021 20:51
Михаилу Горбачеву – 90. Чему сейчас учит опыт романтика перестройки и нового мышления? Как Америка и Запад, восхищаясь советским лидером, убивали Советский Союз?

2 марта экс-президенту СССР Горбачеву исполнилось 90. Михаил Сергеевич таким образом – самый долгоживущий лидер нашей страны за всю ее тысячелетнюю историю. С одной стороны, это божественная привилегия. С другой, – есть возможность посмотреть на себя не просто со стороны, а и с высоты времени, которое все расставляет по своим местам.

"Советский Союз – это драма моя", – говорит сегодня Михаил Горбачев. И он прав. Ведь Горбачев сегодня – это сильный политический брэнд. А брэнд этот в умах сотен миллионов его современников и всех последующих поколений будет связан с развалом СССР. Горбачев развалил Союз – общее место. Но сегодня я бы предложил посмотреть на дело с другого ракурса. И не только потому, что в день рождения, как говорится, в бороду не плюют, а потому, что спустя десятилетия многие вещи становятся известнее и понятнее, да и подтверждаются буквально сегодняшним опытом.

Вот нам сегодня с Запада говорят: протяните нам руку, войдите в семью цивилизованных народов, и все будет хорошо – санкции снимем, заживем все вместе припеваючи. Но ведь однажды мы так уже сделали. И руку Западу протянул именно Горбачев. Кто-то ругает Горбачева за неосмотрительность, чрезмерную доверчивость, но сегодня это непродуктивно. Куда интереснее и куда полезнее проанализировать реакцию Запада на честно протянутую руку, ведь Горбачев в своем романтическом порыве был кристально искренен и без какой-либо задней мысли соглашался на многое ради дружбы. И в этом смысле был поставлен, что называется, химически чистый эксперимент. Горбачев со всей душой. А Запад, прежде всего Америка?

Если совсем кратко, то Запад вел себя по отношению к нам вероломно. Пока президент СССР дружил, Америка желала нашей стране ни много ни мало смерти. Горбачева обнимали и в то же время работали на уничтожение СССР. Даже не на сдерживание, а на прямое уничтожение, используя при этом все возможные ресурсы. Горбачеву что-то обещали, заведомо не планируя обещания исполнять. Да и какие обещания перед страной, уничтожить которую – цель?

Цель уничтожить Советский Союз в Америке была сформулирована при президенте Рональде Рейгане и зафиксирована в документах Совета национальной безопасности США, в частности, в Директиве №66, принятой еще в ноябре 1982 года.

Приход Горбачева с его романтическим настроем в отношении Запада Соединенными Штатами был воспринят как шанс. Шанс не на дружбу, а на уничтожение СССР. Вот как описывает линию один из авторов этой стратегии – ныне здравствующий Роджер Робинсон – старший директор по международным экономическим вопросам в Совете по национальной безопасности администрации президента Рейгана: "Директива о решениях по национальной безопасности №66 описывает экономические и финансовые аспекты по уничтожению Советского Союза. Директива о решениях по национальной безопасности №75 описывала общую стратегию в отношении Советского Союза. Документ включал меры по наращиванию военной мощи, основные цели по ограничению возможностей СССР во всем мире, по ограничению его авантюризма, по ограничениям на его экономическую и финансовую систему, по изменению внешней политики США на более откровенную, более прямолинейную, а также общую картину интегрированной систематической стратегии Америки с целью отбросить и в конченом счете привести Советский Союз и его империю к смерти. Все это было описано в одном документе, экономический раздел которого мне выпала честь написать".

То есть цель американской дипломатии – смерть партнера, смерть страны-партнера. Прямым текстом.

Понятно, что публично Горбачевым восхищались, его принимали, как никогда и никого из советских лидеров. Слово "перестройка" вошло в английский, и все внешние проявления дружбы были налицо. На деле Директива №66 работала: искусственно снижались мировые цены на нефть и газ с целью лишить СССР валютных поступлений, вводились жесткие ограничения на поставки к нам высокотехнологичных товаров, давили на Европу с цель остановить строительство туда трубопроводов из Сибири, применялись санкции. В общем, все до боли узнаваемо. Тогда была цель – смерть СССР, сегодня – без иллюзий – смерть России.

Горбачев с чистым сердцем принимал канцлера Гельмута Коля в северокавказском Архызе, где на пеньках, собственно, и было сказано последнее "да" объединению Западной и Восточной Германий в одну страну. Там же Горбачев поверил, что западная демократия не будет преследовать элиту ГДР после воссоединения. Был обманут и в этом. После падения Берлинской стены в Восточной Германии "зачистили" всех – от спецслужб и армейских офицеров до спортсменов и артистов. В итоге СССР своих друзей постыдно бросил, фактически предав.

Взамен на объединение Германии и вывод советских войск из Восточной Европы, что оставались там по праву победителя после Второй мировой, Горбачеву американцы обещали не двигать НАТО на Восток.

"Не произойдет распространения юрисдикции и военного присутствия НАТО ни на дюйм в восточном направлении", – заявлял Горбачев. Эти документы опубликованы и хранятся в Архиве национальной безопасности в Вашингтоне. Разумеется, можно спрашивать у Горбачева, почему он не потребовал зафиксировать все обещанное устно в письменном соглашении, но куда важнее другое – вес данного слова – письменного или устного.

И вот как об этом говорил американский историк Стивен Коэн: "Ему так пообещали на словах, но будь он настоящим политическим лидером, он бы потребовал договор, где ясно говорилось: я не имею ничего против вхождения Германии в НАТО, взамен Запад обещает, что НАТО никогда ни на дюйм не продвинется к востоку от Германии. Принимать такой аргумент – значит, признавать, что слово наших лидеров, данное в самой официальной обстановке, которая только возможна в конце холодной войны, ничего не стоит. Не верьте тому, что говорят наши лидеры. Это был бы конец американской дипломатии".

А это и есть конец американской дипломатии. Горбачева сознательно обманули. А многие письменные договоры, которые даже и были ратифицированы, американцы все равно разрушили. Например, договор по ПРО и РСМД. В НАТО же сегодня вдвое больше стран, чем при Горбачеве, а границы Альянса – у нашего порога.

"Россию заставили вести себя так, что теперь она представляет собой угрозу, но этих угроз не было до тех пор, пока мы не спровоцировали Россию и не создали их сами. Британский ученый Ричард Шокли как-то сказал, что Россия не представляет угроз, которых бы мы не создали сами. И, по-моему, это справедливое замечание", – отметил Стивен Коэн.

Но почему Горбачева непременно нужно было обмануть и с целью уничтожить даже уже ставший гуттаперчевым СССР? На мой взгляд, по двум причинам. Первая – огромные ресурсы одной шестой части суши. То есть простое хищничество. Вторая причина – элементарный расизм как в отношении русских, так и в отношении других наций Союза.

Еще во времена наполеоновского нашествия русских в Европе изображали дикарями и медведями, которым нужен намордник. В любом случае русский заведомо европейцу не ровня. Но, что интересно, и в умонастроениях столичных салонов такое находило отклик.

"Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. Молодые люди говорили обо всем русском с презрением и равнодушием. Словом, общество было довольно гадко", – писал Пушкин.

Всенародными усилиями Европу от Наполеона освободили. Но отношение к России все равно там оставалось неприязненным. Варварский Восток пугал даже Карла Маркса, а его идея пролетарского интернационализма пасовала перед русофобией. "Черный зигзаг" мировой истории, – так писал о России Карл Маркс, колыбель которой, по его словам, – "кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов".

Защиту от Германии, однако, просвещенные нации Европы – Англия и Франция – были вынуждены просить у России в Первую мировую. Войдя в военный союз – "Антанту" – Россия героически воевала на Восточном фронте. Когда же виктория была уже близка, а по предварительным договоренностям России в случае победы должны были отойти проливы Босфор и Дарданеллы, то Англия через своего посла Бьюкенена активно поддержала Февральскую революцию дабы разрушить союзника и не делить с ним победу. По иронии судьбы царь Николай Второй был англофилом. Но ничего личного.

Во Вторую мировую наши союзники к концу войны англичане сделали все, чтобы отправить Гитлера на Восток, а после того, как мы на Восточном фронте перемололи две трети немецких дивизий – две трети личного состава и две трети техники – Уинстон Черчилль уговаривал президента США Трумэна сбросить на Москву атомную бомбу. На союзников! Уже привычное английское вероломство. Даже более – предательство.

И дело не в советском строе. В ХХ веке наша страна жила в трех типах государственного устройства: Российская империя, Советский Союз, новая Россия. Неискренность, стремление сдержать и даже разрушить наше Отечество оставалось на Западе неизменными. Чего уж удивляться, что Горбачева обманули? Да, для него Союз – драма. Но видим ли мы что-то новое с Запада сейчас? И готовы ли так же обмануться? Нет. Спасибо за опыт, Михаил Сергеевич.