Афганская катастрофа: мировые СМИ пишут о провале американцев
Афганские события – это тяжелый удар для Запада. Такое заявление сделал министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан в эфире France-2. Он подчеркнул, что США и союзники не смогли предугадать развитие ситуации и до конца понять обстановку в исламской республике. Подобная тональность звучит в большинстве публикаций мировых СМИ.
"Что будет с кабульским аэропортом после ухода американцев 31 августа?" – этим вопросом задаются все мировые издания. France Info пишет о том, что старт у американских военных из Кабула был еще более быстрый, чем ожидалось. А в эфире BFM TV бывший министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер прокомментировал фотографию последнего американского солдата на афганской земле, который уже стал символом уходящей эпохи. И рассказал, какой урок необходимо извлечь западному миру.
"Проблема в том, что мы полагаем, что это грандиозный политический переворот в мировом масштабе. Однако я вижу это иначе. Мы понимаем, что другие силы также имеют значение и что мы не можем навязать западную демократию", – сказал Кушнер.
А это уже заголовки немецкой прессы: "Нас обманули". Так начинает свою колонку репортер немецкого Bild. И называет результаты западной операции в Афганистане провальными. Тем временем журналист Die Welt охарактеризовал окончание операции американцев в исламской республике афганской катастрофой. В материале издания бывший стратег НАТО Стефани Бабст заявляет, что победа фактических властей Кабула породила сомнения в надежности и дееспособности США.
"Вся "афганская драма" показала, что военная операция, экспорт демократии и финансовая помощь в развитии не очень сочетаются. Да и вообще, Альянсу особо нечем похвастать в плане урегулирования кризисов", – считает Бабст.
Эта же мысль проскальзывает и во многих материалах британских репортеров. Так, журналисты The Telegtaph пишут о том, что афганский сценарий и вывод американских войск лишь подтвердили мысль о том, что западные либеральные силы слишком узко смотрят на окружающий мир, пытаясь навязывать свои ценности.
"В Афганистане, как и ранее в Ираке, Запад напрочь забыл про племенное и этническое самосознание и навязывал этим странам чужеродные властные структуры. И недоумевал, почему это программы экономического и социального развития не завоевали доверия населения", – пишет британское издание.
На вывод американских войск из Афганистана отреагировали и в Пекине. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь рассказал, что теперь открывается новая страница в истории афганского народа. Кроме того, по его словам, афганские события стали яркой демонстрацией неудачи американских политиков.
"Китай всегда считал, что международное сообщество должно уважать суверенную независимость, территориальную целостность и волю народа Афганистана, – сказал глава МИД Китая. – Если Совет безопасности ООН и международное сообщество намерены предпринять какие-либо действия, они должны прежде всего быть нацелены на то, чтобы смягчать противоречия и плавно изменять к лучшему ситуации в стране".
Хотя, некоторые американские СМИ и пытаются сохранять хорошую мину про плохой игре, высокопарно повествуя об окончании 20-летней операции в Афганистане, большинство простых американцев восприняли выход военных как однозначный провал Белого дома. Отец морпеха Джареда Шмитца, погибшего во время взрыва в Кабуле, назвал президента США Джозефа Байдена эгоистом.
"Изначально я не собирался с ним встречаться. Но потом я почувствовал, что обязан это сделать ради своего сына. По крайней мере, поговорить с ним о том, что я чувствую. Но все пошло не так. Он говорил о своем собственном сыне намного больше, чем о моем погибшем, и мне это было неприятно", – сказал Шмитц.
У Байдена действительно был сын, который служил в Ираке. Только вот причиной его смерти стали не военные действия, а тяжелая болезнь. В эфире Fox News отец еще одного погибшего морпеха Дарена Тейлора Гувера-младшего обратил внимание и на поведение Байдена во время траурной церемонии. По его словам, американский лидер только и делал, что смотрел на часы. Вот эти кадры. Поэтому на предложение президента о встрече семья Гувера отреагировала остро, сказав твердое "нет".