Сбер предупредит клиентов о мошеннических звонках
Сбер тестирует нейросети, распознающие звонки от телефонных мошенников. В пилотном режиме она будет работать в 13 регионах до конца года.
Схема работы выглядит примерно так: во время телефонного звонка от мошенников клиент СберМобайл будет слышать сообщение от робота, предупреждающего о том, что этот звонок может быть от злоумышленников. При этом потенциальный мошенник не слышит это сообщение.
Система получила название "Аура". В ее основе лежат технологии искусственного интеллекта, в том числе языковая нейросетевая модель, которая обучалась на нескольких тысячах телефонных разговоров настоящих мошенников.
Обучение нейросети проходило на основе базы данных Сбера. В рамках тестирования система показала 80-процентную точность определения мошеннических действий и менее 1% ложноположительных срабатываний модели.
Над методами борьбы с телефонными мошенниками, которые используют подмену номеров для связи с клиентами банков от лица финансовых организаций, больше года работают все российские операторы и банки. В начале прошлого года было запущено несколько платформ защиты клиентов, а также система превентивного оповещения банка о подозрительных звонках с номеров из "черного списка".
Такое единодушие в разработке антифрод-платформ банки и сотовые компании проявили после того, как в сентябре 2019-го года Центробанк пожаловался на рост числа звонков от мошенников с подменой банковских номеров, а в 2020-м году сообщил о росте этих звонков в два раза.
Мошенникам за первое полугодие прошлого года удалось похитить у клиентов и банков около 4 миллиардов рублей. В этом году, по словам экспертов, телефонные хулиганы каждый месяц выводят со счетов доверчивых граждан около 3 миллиардов рублей и больше.