Флейта, альт, гобой: чему научились на съемках актеры "Седьмой симфонии"
На канале "Россия 1" продолжается показ исторической драмы "Седьмая симфония". Многосерийный фильм Александра Котта переносит зрителей в блокадный Ленинград, где дирижеру Карлу Элиасбергу (Алексей Гуськов) поручают собрать восемьдесят оркестрантов для исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В сериале снимались также Елизавета Боярская, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова и многие другие.
Интересно, что исполнители главных ролей играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте у солистки оркестра им. Чайковского.
Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере, но перед съемками "Седьмой симфонии" он три месяца оттачивал приемы с композитором Юрием Потеенко.
"В 2008 году я сыграл роль дирижера первый раз в своей жизни (фильм "Концерт" режиссера Раду Михайляну – прим. ред.). Тогда мне пришлось нырнуть в этот мир глубоко. Я пришел к выводу, что симфонический оркестр и симфоническая музыка – это самое совершенное, что придумано человечеством", – рассказал артист в эксклюзивном интервью платформе "Смотрим".
Дарья Коныжева, сыгравшая скрипачку Тусю Черникову, закончила музыкальную школу по классу скрипки, но несколько лет не брала в руки музыкальный инструмент. "У меня было много времени на подготовку: был карантин, и месяца три-четыре я жила этой ролью, достала скрипку, ноты, начала разучивать Седьмую симфонию, прорабатывала свои сцены. Но на площадке я стеснялась, ведь играю не очень хорошо. Мне специально мазали мылом смычок, чтобы инструмент не извлекал звуков, потому что, когда я промахивалась мимо нот, у меня инстинктивно кривилось лицо, было стыдно. В финальной сцене, когда оркестр исполнял Седьмую симфонию, чувства были невероятные, сильные, когда ты плачешь, потому что происходит полное попадание в момент, как будто оказался там, в блокадном августе 1942 года", – поделилась своими эмоциями актриса.
Музыка пронизывает весь проект: в каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других композиторов. Специально для фильма Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождала главных героев на улицах блокадного города.
"В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы все выглядело правдиво и достоверно", – сообщил композитор.
Смотрите драму "Седьмая симфония" на телеканале "Россия 1" и платформе "Смотрим".