Несемейная драма в Театре на Таганке
Ворота то ли в рай, то ли в ад. Режиссёр спектакля Андрей Гончаров уверен: в "Женитьбе" много трагического. "Потому что есть какая-то потеря себя в связи с этим процессом", – говорит он.
В каком времени происходит действие не очень понятно. Можно разглядеть и 70-е годы прошлого века, и сегодняшний день. Главный герой этой "Женитьбы" – в образе научного сотрудника. Его интересуют ракеты и атомные реакторы. Своего героя, который сбежал из-под венца, актер Олег Соколов понимает. "Что тут иначе делать-то. Ну, конечно, понимаю, а как же. Всё понятно. У меня нет сомнений по поводу того, что с ним произошло. Затревожился. Так бывает. Мужчины могут впасть в тревожность", – рассуждает он.
То, как говорит Агафья Тихоновна, похоже на речь глухих. То ли не слышит себя, то ли вообще девушка с чудачествами. Она растеряна и временами нелепа. Актриса Надежда Флерова, работая над этим образом, сама столкнулась с неразрешимыми вопросами. "В какой-то момент я, действительно, столкнулась с мыслью, что я просто вообще не понимаю, что это такое. То есть я как бы знаю, что такое женитьба, я знаю, что вот нужно сделать. Я знаю всю процедуру. Но я совершенно не понимаю, я не осознаю, что это на самом деле», – размышляет она.
Открытый космос, панельные высотки, ритуальный восточный танец. Спектакль – ребус, полный многозначных символов. В антракте зрители спорили, что значит то или иное режиссерское решение. Что касается самой темы "Женитьбы", по мнению режиссёра, со времен Гоголя в этом вопросе многое стало острее. "Очень сложно сохранить чистоту. Вот так я бы сказал. Чистоту чувств, чистоту переживаний и чистоту отношений. Слишком большое количество факторов вокруг, которые в любой момент готовы сделать это пространство грязным", – говорит Андрей Гончаров.
Актёры уверяют: вложили в эту работу много личного. Анализировали собственный опыт и жизненные сценарии своих родителей. Создатели спектакля считают, что сегодня само понятие брака требует переосмысления и перезагрузки. По словам режиссёра, выбор между "жениться или сбежать через окно" – это наша версия вопроса "быть или не быть".